Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы



Левченко Н.В.
Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 364–373.
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373

Размещена на сайте: 08.11.16

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Левченко Н.В. Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 364–373. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373.
Shaping ecologically focused worldview in education: theoretical approaches // Integration of education. 2016. Vol. 20, no. 3, p. 364–373. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373.

Аннотация

В статье приводится анализ научных публикаций, который показывает необходимость преподавания экологического образования, используя различные формы. Исследование раскрывает взаимодополняющие отношения между формальным и неформальным образованием. Рассматривается ряд теоретических подходов, посвященных изучению формирования экологически ориентированного мировоззрения, которые можно применить при исследовании экологического образования в современной России. Материалы и методы: при написании статьи использовались труды ученых, применявших системный, синергетический и компетентностный подходы, рассматриваются аксиологический и экоцентрический подходы в виду того, что экоцентрическое мировоззрение и аксиологический подход напрямую связаны с категорией «ценности», анализируется ряд научных публикаций, посвященных этой теме. Результаты исследования: проведенный анализ научной литературы показал, что основные характеристики формального, неформального и экологического образования, процесса формирования системы ценностей и мировоззрения серьезно рассматриваются в рамках различных теоретико-методологических подходов. Обсуждение и заключения: анализ публикаций позволил сделать выводы, что в социологии не уделяется достаточно внимания экологическому образованию и тем более эколого-просветительской деятельности, осуществляемой преподавателями вузов, сотрудниками экологических некоммерческих организаций (экоНКО) и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Исследование показало, что задача представителей эколого-просветительской деятельности состоит не только в формировании экологической культуры населения, но еще и в отстаивании тех ценностей, которые способствуют экологически ориентированному развитию современных цивилизаций. Поскольку проблемы, связанные с экологическими рисками, имеют нарастающий характер, следует акцентировать внимание на особенностях экологического образования общества

Ключевые слова:

теоретические подходы формальное и неформальное образование экологическое образование и просвещение экологическое мировоззрение ценности theoretical approaches formal and non-formal education environmental education ecological worldview values

Рубрики:

Экосоциология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: