Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова.— М.: Политиздат, 1980.—446 с.Размещена на сайте: 21.09.17Текст книги Ссылка при цитировании:Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова.— М.: Политиздат, 1980.—446 с.Авторы:Грушин Б.А., Оников Л.А., Федотова Л.Н., Таршис Е.Я., Казанцев В.Н., Сазонов В.В., Возьмитель А.А., Жаворонков А.В., Дридзе Т.М., Карцева Н.Г., Нейгольдберг В.Я., Капелюш Я.С., Войнова В.Д., Токаровский Г.Д., Чернакова Н.Е.Редакторы: Грушин Б.А., Оников Л.А.АннотацияВ 1967—1974 гг. в г. Таганроге коллективом советских социологов под руководством доктора философских наук, профессора Б. А. Грушина было проведено комплексное исследование деятельности средств массовой информации и пропаганды и участия населения в информационном процессе. В предлагаемой читателю работе отражены основные результаты этого исследования. Новизна проблематики предопределяет дискуссионность некоторых выдвинутых в книге положений. Теоретические выкладки широко проиллюстрированы таблицами, схемами, различными справочными данными, что поможет читателю активно следить за изложением материала. Книга адресована партийным и советским работникам, ученым, пропагандистам, журналистам газет, радио и телевидения, всем, кто интересуется проблемами социологии. Ключевые слова: история социологии грушин, комплексное социологическое исследование средства массовой информации и пропаганды Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеПРЕДИСЛОВИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ II ГЛАВА 1 . МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИО ЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 19 1.1. Общие теоретические и методологические предпосылки исследования 19 1.1.1. Понятие информации в социологии 19 1.1.2. Массовая информация как специфический вид социаль ной и н ф орм ац и и.25 1.1.3. Возможные способы анализа массовой информации.34 1.2. Выделение предмета исследования и его расчленение 38 1.2.1. Исходный пункт а н а л и з а 38 1.2.2. Необходимые ограничения. 42 1.2.3. Общая схема расчленения предмета исследования. 4 7 1.3. Характеристика проведенного и сслед ован и я.55 1.3.1. Структура исследования.55 1.3.2. Объект исследования.56 а. Н аселение... 56 б. Органы у п р ав л ен и я . 5 9 в. Информация (тексты)..61 г. «Сложные объекты».. 64 1.3.3. Методы исследования 64 а. Методы сбора эмпирических д ан н ы х .64 б. Полевые д о к у м ен ты .6 6 в. Типы вы борок.. 67 1.4. Характеристика полученных эмпирических данных . 74 1.4.1. Общая картина полученных д а н н ы х .74 1.4.2. Оценка надежности д а н н ы х . 74 1.4.3. Основные «узлы» проблем, принимаемые в качестве главного предмета обсуж дения.81 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ УСТНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИНФОРМАЦИИ И ПЕРЕДАЧЕ ЕЕ НАСЕЛЕНИЮ. 84 2.1. Средства массовой коммуникации и средства массовой уст ной пропаганды в системе органов социального управле н и я . 84 2.1.1. Функции передачи информации в системе управления 84 2.1.2. Способы передачи информации органами управления населению .89 2.1.3. Специфика средств массовой коммуникации и средств массовой устной пропаганды как органов управления 92 2.1.4; Общие характеристики системы средств массовой ком муникации . 97 2.1.5. Общие характеристики системы средств массовой уст ной пропаганды . 109 2.2. Каналы массовой коммуникации и массовой устной пропа ганды в город е...116 2.2.1. Направленность каналов.... 116 2.2.2. Ареал действия каналов . 121 2.2.3. Разветвленность сети к ан ал о в 125 а. Газеты и ж урн ал ы.... 125 б. Радио и телевидение. 131 в. Система партийной у ч еб ы 134 г. Политинформации и лекции. 136 2.2.4. Картина в целом. Объем информации, передаваемой населению по каналам массовой коммуникации и мас совой устной пропаганды.138 2.3. Некоторые особенности функционирования средств мас совой коммуникации и средств массовой устной пропаганды 146 2.3.1. Информационный текст и процесс его производства . 146 2.3.2. Отражение (моделирование) действительности в инфор мации средств массовой коммуникации. 150 2.3.3. Отражение (моделирование) действительности в инфор мации средств массовой коммуникации (окончание) . 157 2.3.4. Специфика отражения (моделирования) действитель ности в собственно пропагандистской информации . 163 2.4. Проблема эффективности деятельности средств массовой коммуникации и средств массовой устной пропаганды 168 2.4.1. Понятие эффективности деятельности анализируемых средств информации . 168 2.4.2. Уровни эффективности деятельности анализируемых средств информации.173 2.4.3. Опыт анализа эффективности деятельности средств массовой коммуникации по производству информации (в рамках реализации пропагандистской кампании) 183 2.4.4. Опыт анализа эффективности деятельности средств массовой коммуникации по производству информации (в рамках реализации повседневной деятельности) . 193 2.4.5. Опыт анализа эффективности деятельности средств массовой устной пропаганды по производству инфюр- мации (в рамках реализации лекционной пропаганды) 201 ГЛАВА 3. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМОЙ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКА ЦИИ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ УСТНОЙ ПРОПАГАНДЫ 206 3.1. Общая схема процесса потребления информации ..206 3.1.1. Существенные характеристики..206 3.1.2. Основные этапы (формы) процесса.. 208 3.2. Городская аудитория средств массовой коммуникации и средств массовой устной пропаганды 215 3.2.1. Аудитория газет, радио, телевидения.. 215 3.2.2. Аудитория сети партийной учебы, политинформаций, л е к ц и й . 219 3.2.3. Совокупная аудитория рассматриваемых систем средств информации и пропаганды. 221 3.2.4. Контакты с информацией различных групп населения и группы различного потребления информации . . 227 3.2.5. Границы и характер не-аудиторий.................................. 234 3.3. Проникновение информации средств массовой коммуника ции и средств массовой устной пропаганды в массовое соз н а н и е 236 3.3.1. Картина реального потребления информации (приема сообщений). 236 3.3.2. Понимание информации.241 3.3.3. Отношение к информации..250 3.3.4. Прием информации различными группами населения и группы различного потребления информации . 257 3.4. Еще раз об эффективности деятельности средств массовой коммуникации и средств массовой устной пропаганды 271 3.4.1. Эффективность информации на разных этапах ее по требления .271 3.4.2. Разнообразные эффекты как результат процесса по требления информации. Использование населением принятой информации . 276 3.4.3. Эффекты и эффективность.282 3.4.4. Состояния массовое сознания и производство населе нием массовой информации как показатели совокуп ной эффективности деятельности средств массовой коммуникации и средств массовой устной пропаганды 288 ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИЯ, ПЕРЕДАВАЕМАЯ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ УСТНОЙ ПРОПАГАНДЫ, И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ . 296 4.1. Феномен информированности как существенная характе ристика массового созн ан и я.296 4.1.1. Некоторые исходные определения.296 4.1.2. Проблема измерения и направление ее решения . 299 4.2. Информированность городского населения в целом .305 4.2.1. Информация о различных сферах действительности . 305 4.2.2. Информация; характеризующаяся различной локаль ностью .. 313 4.2.3. Информация о предметах, относящихся к различным периодам времени 318 4.2.4. Информация, совпадающая с различными типами суж дений 321 4.2.5. Картина в целом 325 4.3. Информированность различных групп населения и груп пы различной информированности.331 4.3.1. Демографические и социальные группы.331 4.3.2. Группы сознания и так называемые информационные группы 339 4.3.3. Дифференциация городского населения по оси инфор мированности 347 4.4. Информированность населения как показатель совокупной эффективности деятельности средств массовой коммуника ции и средств массовой устной п р о п аган д ы 350 4.4.1. Средства массовой коммуникации и средства массовой устной пропаганды в системе источников информации 350 4.4.2. Проблема содержательной интерпретации отдельных значений информированности..359 ГЛАВА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПЕРЕДАЧЕ ЕЕ ОРГАНАМ СОЦИАЛЬНОГО У П Р А В Л Е Н И Я 367 5.1. Общая характеристика рассматриваемой деятельности 367 5.1.1. Основные элементы процесса производства и передачи информации населением. 367 5.1.2. Способы передачи информации населением в органы управления. 3 7 4 5 .2 . Городское население как субъект анализируемой деятель ности 379 5.2.1. Картина по городу в ц е л о м . 379 5.2.2. Использование населением отдельных каналов пере дачи информации. 382 а. Авторы писем в органы управления, редакции газет, радио, телевидения..382 б. Представители населения, встречающиеся с работ никами местных органов управления 385 в. Представители населения, общающиеся с депута та ми местных С о в е т о в .. 387 г. Ораторы на собраниях общественных организаций предприятий, учреждений 388 д. Внештатные авторы «Таганрогской правды». . . , 390 5.2.3. Передача информации различными группами населе ния и различия групп в пользовании существующими каналами информации.392 5.2.4. Явление посредничества в процессе передачи инфор мации населением.. 397 5.3. Содержание информации как продукт анализируемой . деятельности.399 5.3.1. Общая картина информации.399 5.3.2. Информация в отдельных к а н а л а х .404 а. Письма в органы управления, редакции газет, радио, телевидения 404 б. Личные контакты населения с работниками мест ных органов управления 406 в. Личные контакты населения с депутатами местных С о в е то в 407 г. Собрания общественных организаций предприятий, учреж дений.408 д. Материалы «Таганрогской правды». 409 5.3.3. Сравнительные характеристики информации, прохо дящей по различным каналам 410 5.4. Производство и передача массовой информации населе нием как показатель совокупной эффективности деятель ности средств массовой коммуникации и средств массовой устной пропаганды 416 5.4.1. Контуры содержательной интерпретации рассматри ваемых показателей. 416 5.4.2. Информация, передаваемая населением, и реальное состояние массового сознания. 422 Приложение N° 1. Перечень исследований в проекте «Обществен ное м н е н и е » .431 Приложение № 2. Перечень основных принятых в тексте сокра щений 436 Приложение № 3. Перечень схем и графиков, приводящихся в тексте 440Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Кравченко С. А.Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. - 584 с.Кравченко С. А.Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. М.: Юрайт, 2014. - 636 с.Браславский Р. Г.Хлебников Николай Иванович // Социология России в лицах: история и современность. Энциклопедическое издание / Автор предисл. и пред. ред. совета акад. РАН М.К. Горшков. — М.: Издательство Весь Мир, 2019. С. 82-83.Социологи России. История социологии в лицах: биобиблиографический справочник / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 - 544 с.Браславский Р. Г.Кистяковский Богдан (Федор) Александрович // Социология России в лицах: история и современность. Энциклопедическое издание / Автор предисл. и пред. ред. совета акад. РАН М.К. Горшков. — М.: Издательство Весь Мир, 2019. С. 37-38.