Региональные медиа о социальной адаптации выпускников детских домов: тематический анализ публикаций за период 2014–2015 гг Абрамов Р.Н., Антонова К.А.Региональные медиа о социальной адаптации выпускников детских домов: тематический анализ публикаций за период 2014–2015 гг // Журнал исследований социальной политики. 2017. №3 (15). С. 421-434.ISSN 1727-0634DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-3-421-434РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=30046399Размещена на сайте: 20.11.17Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/article/view/7043/7542Ссылка при цитировании:Абрамов Р.Н., Антонова К.А. Региональные медиа о социальной адаптации выпускников детских домов: тематический анализ публикаций за период 2014–2015 гг // Журнал исследований социальной политики. 2017. №3 (15). С. 421-434. DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-3-421-434.Abramov R., Antonova K. Social Adaptation among Graduates from Orphanages in the Russian Media: A Thematic Analysis of Publications for 2014–2015. The Journal of Social Policy Studies, 2017, Vol. 15, Issue. 3, pp. 421-434. DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-3-421-434.АннотацияСтатья характеризует образ выпускников детских домов, формируемый СМИ. С помощью автоматизированного мониторинга средств массовой информации «Медиалогия» проанализированы тематические публикации в семи регионах: Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Калининград, Новосибирск, Тверь, Ярославль. Целевую выборку для текстового анализа составили первые сто статей, с наивысшим рейтингом повторного цитирования и републикаций. Анализ позволил построить тематическую карту освещения социальной адаптации выпускников детских домов. Публикации в основном сосредоточены на вопросах прав и льгот (в том числе и на получении жилья выпускниками при достижении совершеннолетия), на организации помощи в адаптации к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома со стороны государства, НКО и частных инициатив волонтеров. На основе материалов публикаций, связанных с личными и обобщенными историями выпускников детских домов, осуществлена тематическая типологизация медиа-об - разов представителей этой социальной группы: позитивный-самостоятельный («успешно адаптированный выпускник детского дома, добившийся всего сам»), позитивный-пассивный («взрослый ребенок»), негативный-самостоятельный («проблемная часть общества», девиант) и негативный-пассивный («детдомовец» как социальная стигма). Отмечается, что именно «пассивные» медийные образы наиболее распространены в прессе, они стигматизируют выпускников детского дома, позиционируя их как неадаптированных к «реальной» жизни. «Позитивный-самостоятельный» медийный образ встречается редко, как правило, только в контексте построения успешной карьеры. Данный образ соотносится с конкретными индивидуальными биографиями, которые становятся материалом для публикаций, в то время как остальные медийные образы лишены личностной или гендерной характеристики. Формируемая СМИ «типичная» траектория социализации выпускника не учитывает применяемые современные педагогические и психологические практики, связанные с индивидуальной работой воспитателей и социальных работников с сиротами, готовящимся к выпуску из детского дома или интерната. Показано, что основной корпус материалов, посвященных выпускникам детских домов не отражает всего разнообразия проблем и вызовов, стоящих перед ними.Ключевые слова: выпускники детских домов сироты социальная адаптация социальные службы a graduate from orphanage orphans social adaptation social service Рубрики: Социология личностиСоциология семьиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дементьева И. Ф.Дети-сироты: социальная защита, возможности адаптации // Россия трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. - М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. C. 389-397.Бурханова Ф. Б., Асадуллина Г.Р.Особенности отбора, обучения и сопровождения патронатных семей в Республике Башкортостан // Профессиональные замещающие семьи в современной России: опыт, проблемы, направления совершенствования. Патронатная семья как форма семейного устройства детей: материалы Всероссийского научно-практического семинара (г.Уфа, 18-19 декабря 2014 г.) / отв. ред. Ф.Б. Бурханова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 51-65.Присяжная Н.В. Сироты в коррекционных учреждениях: социализация и последующая адаптация в обществе: автореф. дисс. к.соц.н.// Официальный сайт ИC РАН. - 2008. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=731Вартанова М. Л.Социальная адаптация воспитанников закрытых образовательных учреждений // V Чтения памяти В.Т. Лисовского: Материалы Чтений (Москва, 17 декабря 2021 года) / Отв. ред. Т. К. Ростовская. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. – С. 40-45.Одинокова В. А., Русакова М. М., Усачёва Н.М.(2017) Опыт оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 2. С. 129-144.