Он может и должен принести большую пользу: В.С. Соловьев и петербургские славянофилы Малинов А.В.Он может и должен принести большую пользу: В.С. Соловьев и петербургские славянофилы // Соловьевские исследования. 2017. № 2 (54). С. 110–128.ISSN 2076-9210РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29817855Размещена на сайте: 04.12.17Текст статьи/выпуска на сайте проекта "Русская философия: история, источники, исследования". URL: http://www.philhist.spbu.ru/images/books/SI_254-2017.pdf (Дата обращения 04.12.2017)Ссылка при цитировании:Малинов А.В. Он может и должен принести большую пользу: В.С. Соловьев и петербургские славянофилы // Соловьевские исследования. 2017. № 2 (54). С. 110–128.Malinov A.V. «HE CAN AND MUST DO MORE GOOD»: VS. SOLOVYEV AND THE PETERSBURG SLAVOPHILES. SOLOV’EVSKIE ISSLEDOVANIYA, 2017, № 2 (54), pp. 110–128. АннотацияПриводятся мнения о В.С. Соловьеве профессоров Петербургского университета - историка Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829-1897), слависта Владимира Ивановича Ламанского (1833-1914), историка литературы и фольклориста Ореста Федоровича Миллера (1833-1889). К.Н. Бестужев-Рюмин, В.И. Ламанский и О.Ф. Миллер были не только убежденными, но и деятельными славянофилами, что позволяет расширить представления об отношении славянофилов к В.С. Соловьеву. Обозначено основное направление критики славянофилов, в центре которого теократическая утопия В.С. Соловьева, его призыв к объединению с римско-католической церковью. Эта критика подробно рассматривается на примере статьи О.Ф. Миллера «Церковь и византийство», которая была откликом на статью В.С. Соловьева «Славянский вопрос». Выявлены суть и причины несогласия петербургских славянофилов с В.С. Соловьевым, которые в философии В.С. Соловьева видели схематизм и «отвлеченные умствования». Отмечается, что К.Н. Бестужев-Рюмин, В.И. Ламанский и О.Ф. Миллер были последователями того либерального направления в славянофильстве, которое было представлено «московским кружком» 1840-1850-х гг. и основные идеи которого, как они полагали, были реализованы в либеральных реформах императора Александра II. Указывается, что их философские интересы не выходили за пределы историософских построений в духе А.С. Хомякова и Н.Я. Данилевского, а также их собственных «кабинетных» занятий. Делается вывод, что философия В.С. Соловьева не вписывалась в привычный для славянофилов круг идей, что и вызывало неприятие и критику с их стороны.Ключевые слова: славянофильство народ и государство церковная политика власть и церковь историософия философская полемика национальная исключительность византизм идея империи христианство Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Малинов А. В.Исследования и статьи по русской философии. СПб.: РХГА, 2020. – 608 с.Малинов А. В., Налдониова Л., Куприянов В. А.В.И. Ламанский. Письмо второе. Об умственном и литературном общении русских с их соплеменниками // Соловьевские исследования. – 2022. – № 2(74). – С. 77-86. Малинов А. В., Налдониова Л., Куприянов В. А.В.И. Ламанский. Письмо второе. Об умственном и литературном общении русских с их соплеменниками (продолжение) // Соловьевские исследования. – 2022. № 3 (75). С. 74–86.Малинов А. В., Куприянов В. А.В.И. Ламанский. Письмо третье. Об умственном и литературном общении русских с их соплеменниками (продолжение). Публикация и примечания В.А. Куприянова, А.В. Малинова // Соловьевские исследования. – 2022. – № 4(76). – С. 65-78.Малинов А. В.Византийское наследие России в интерпретации В. И. Ламанского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 74-84.