Метод картографирования культурных трансформаций



Троицкий С.А., Гуляева Н.Л.
Метод картографирования культурных трансформаций // Обсерватория культуры. 2017. Т.14. No 4. С. 482-488.
ISSN 2072-3156
DOI: 10.25281/2072­3156­2017­14­4­482­488

Размещена на сайте: 15.01.18

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Троицкий С.А., Гуляева Н.Л. Метод картографирования культурных трансформаций // Обсерватория культуры. 2017. Т.14. No 4. С. 482-488. DOI: 10.25281/2072­3156­2017­14­4­482­488.
Troitsky S.A., Gulyaeva N.L. A Method of Cultural Transformations Mapping. Observatory of Culture, 2017, vol. 14, no. 4, pp. 482-488. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-4­482­488 DOI: 10.25281/2072­3156­2017­14­4­482­488.

Аннотация

Статья посвящена методу картографирования культурных трансформаций, который возможно использовать при изучении зон культурного отчуждения и процессов, возникающих при «сломах» культурных парадигм (актуализация-деактуализация-реактуализация). В статье раскрывается значение терминов «актуальное», «деактуализация», «реактуализация», используемых при описании явлений культуры в рамках метода картографирования, также описан метод картографирования. Метод позволяет работать с конкретными фактическими данными, выстраивая их в «карту культурных трансформаций». Благодаря картографированию, внешне похожему на табулирование, появляется возможность наглядно представить критерии трансформаций при смене культурных парадигм. В статье дано краткое описание использования метода картографирования в исследовании «Трансформация рекламного плаката в первые тридцать лет двадцатого века», где формирование и развитие российского рекламного плаката было представлено как развитие стилистических тенденций (парадигм), укладывающихся в схему актуализация-деактуализация-реактуализация и являющихся свидетельством смены культурных парадигм. В статье описан ряд процедур, используемых в рамках метода картографирования: определение периодов, в границах которых проводится исследование («доавангардный», «авангардный», «поставангардный»), отбор материала и его анализ, введение определенных критериев сравнения этапов (парадигм), табулирование результатов. В статье также указывается на проблемные моменты, которые необходимо иметь в виду при использовании метода картографирования культурных трансформаций.

Ключевые слова:

культура культурные трансформации культурные парадигмы авангард

Рубрики:

Методология социологии
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: