Статья Н.С. Войтинской об аристотелизме Троицкая А.А., Троицкий С.А.Статья Н.С. Войтинской об аристотелизме // Вопросы философии. 2017. No 7. С. 181-191.ISSN 0042-8744РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29659397Размещена на сайте: 15.01.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Троицкая А.А., Троицкий С.А. Статья Н.С. Войтинской об аристотелизме // Вопросы философии. 2017. No 7. С. 181-191.Troitskaya, Anna A., Troitskiy, Sergey A. (2017) “Nadezhda Woytinskaya’s Article about Aristotelianism”. Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp.181-191АннотацияНадежда Савельевна Войтинская (1886–1965) вытеснена из круга известных русских философов, историков и теоретиков искусства, несмотря на то, что оставила значительный корпус научных трудов. Войтинская изучала теорию и историю искусства в Зубовском институте истории искусств, философии (закончила философское отделение Бестужевских курсов). Данная статья написана на основе архивных материалов (неопубликованная статья Войтинской «Аристотелизм» и ее записных книжек), комментарии к которым также сделаны в публикации. Во вступительной статье приводятся основные биографические сведения о Надежде Войтинской. В статье описывается один из самых важных аспектов философской теории Войтинской, выстраивающей теорию искусства на историко-философском основании. В своей статье «Аристотелизм» и примыкающих к ней по времени записях Войтинская показывает, что в основе изменений в искусстве лежат два подхода, сменяющие друг друга на протяжении истории: платонизм, подразумевающий не только учение Платона, и аристотелизм, не сводящийся к учению Аристотеля. Благодаря этому, далеко не бесспорному разделению, Н.С. Войтинской удается выявить общие черты в таких различных явлениях, как эстетическое учение Аристотеля и барокко, найти связь между теорией Аристотеля и воззрениями Ницше. Войтинская отказывается при описании истории искусства от теории прогресса. В ее статье описывается аристотелевский метод регресса, основные категории, вводимые Платоном и Аристотелем в философию для раскрытия сущности искусства, а также прослеживается воплощение этих категорий в более поздних философских и эстетических теориях.Ключевые слова: философия искусства аристотель платон аристотелизм платонизм надежда войтинская лосев а.ф. романтизм шеллинг ницше институт истории искусств (зубовский) Рубрики: Социология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Волжин С. В.«Серьезное занятие воображения»: творчество и насилие в свете кантовской аналитики возвышенного // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2017. № 1. С. 26-34.Сенина Т. А.Тема бессмертия души в философии Плифона (с приложением перевода его надгробных слов Клеопе Малатесте и Елене Палеологине) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 161–176.Щукин Т. А.Михаил Пселл и Максим Исповедник как толкователи Григория Богослова: гносеологический аспект // Vir hermeneuticus: Сборник статей к 60-летию профессора Р. В. Светлова / Под ред. Л. Е. Артамошкиной, И. Г. Гурьянова, Д. С. Курдыбайло, А. А. Синицына. — СПб.: МОО «Платоновское философское общество», Издательство РХГА, 2024. С. 211-228.Щукин Т. А., Щербаков М.И.Максим Исповедник и Михаил Пселл как толкователи Григория Богослова: триадологический аспект // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — С. 376-391.Щукин Т. А.Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте // Платоновские исследования. 2023. Т.19. № 2. С. 159-186.