Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом: Материалы к изучению приходской жизни. Вып. 6: Приходы Русской Православной Церкви в исламском контексте (Узбекистан, Казахстан, Кабардино-Балкарская Республика) / [Отв. ред. И. П. Рязанцев, ред.-сост. М. А. Подлесная]. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. – 376 с. – (Серия Социология Православия).
Данный сборник посвящен исследовательским материалам международного проекта Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом: социальная структура и внебогослужебные практики» и содержит в себе интервью церковных иерархов, священников, клириков и прихожан, аналитические статьи исследователей. Тематическая направленность шестого сборника - особенности социальной жизни приходов Русской Православной Церкви, действующих на территориях с преимущественно исламским вероисповеданием. Исследование проходило не только на территории России (Кабардино - Балкарская Республика), но и в городах Узбекистана (Ташкент, Бухара, Самарканд) и Казахстана. Предназначено для социологов, ученых смежных научных направлений, церковной общественности и широкого круга читателей, интересующихся вопросами современной жизни православия.
Содержание
Предисловие .................................................................................................... 6
Introduction ....................................................................................................11
Часть 1. Православный приход в исламском контексте: оценка епископа
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) Служение в Узбекистане – показать пример христианской жизни ..........15
Часть 2. Православный приход в исламском контексте: взгляд приходского священника
Узбекистан
Протоиерей Сергей Стаценко Кладбищенский православный храм Ташкента с его богатой историей и внебогослужебной жизнью .............................................. 25
Протоиерей Павел Сергеев Голодная степь Сырдарьинской области и ее православные приходы .... 42
Протоиерей Роман Загребельный Самаркандское благочиние: от Карши до Термеза. К вопросу о духовных традициях церковного управления .................................. 58
Священник Владимир Платонов «Не потерять»! – главная миссия священников Средней Азии ............... 72
Священник Артемий Пономарёв Молодой приход Ургенча и его молодой настоятель ................................ 84
Игуменья Екатерина (Мальгина) «Мы здесь миссионеры» ............................................................................ 92
Протоиерей Борис Маслаков Дети Газалкента и отец Борис ................................................................... 98
Священник Леонид Петров Храм в здании железнодорожного вокзала Бухары: от ожидания поезда к встрече с Царствием Небесным, или С чего начинается приходская община? ........................................................................... 110
Казахстан
Священник Владимир Воронцов «Тягач, который все тащит» ......................................................................133
Кабардино-Балкарская Республика
Священник Константин Осипов «Старо-новый» приход в Кабардино-Балкарии и его прихожане ...........147
Священник Василий Байзулаев Православный священник балкарец о «маленьком приходике» на пересечении главных дорог .......................................................... 164
Часть 3. Роль православной общины в исламском обществе. Оценка прихожан
Узбекистан
Петрова Кристина «Вот вам послушание – приход» ..............................................................183
Узбекистан в оценках младшей молодежной группы. Наше будущее. Фокус-группа с прихожанами кафедрального Свято-Успенского собора г. Ташкента. Возрастная группа от 15 до 18 лет .....................193
Узбекистан в оценках русскоязычной молодежи. Наше будущее. Фокус-группа с прихожанами кафедрального Свято-Успенского собора г. Ташкента. Возрастная группа от 17 до 30 лет .................... 203
Кафедральный собор Ташкента в нарративах старшевозрастных прихожан: история преобразования. Фокус-группа с прихожанамии кафедрального Свято-Успенского собора г. Ташкента. Возрастная группа от 41 года и старше ..................................................................221
Галак Александр История православия в Самарканде: от походных храмов к мирным приходам ............................................................................232
Казахстан
Апсаликова Елена Неофициальные воскресные православные школы в Казахстане: диалог с властью или «ложь во спасение»? ....................................... 255
Коровина Елена О храме как об «уютном уголочке», или К вопросу о характеристиках социального пространства ................................. 263
Часть 4. Приход в научных исследованиях
Цыряпкина Юлия Николаевна «Русские» в постсоветском Узбекистане и влияние Русской Православной Церкви .......................................................................272
Абдуллаев Евгений Викторович Приход ташкентского кафедрального Успенского собора в зеркале государственно-церковных и этно-социальных отношений ........... 293
Гуня Алексей Николаевич, Воронцова Елена Александровна, Шимшек Сергей Фаикович Особенности приходской жизни Русской Православной Церкви Северного Кавказа .............................................................................. 313
Лункин Роман Николаевич Православие на Крымском полуострове: христианство в условиях конкуренции .......................................................................................323
Священник Дмитрий Данилов Финансы прихода Русской Православной Церкви ................................ 348
Московский Патриархат. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Факультет социальных наук. Информационно-аналитический центр. ФСН ПСТГУ .............................. 366
St.Tikhon’s Orthodox Humanitarian University. The Faculty of Social Sciences ...........372
Координаторы проекта ..................................................................................374