Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы Козлова Л.А.Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. 2017. ВЫПУСК 3 (33). Материалы ХХXIII сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля Научная политика: метрики, акторы и практики / Под ред. А.Н. Ащеуловой. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2017. С. 22-40.ISSN 2414-9241РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=33588 Размещена на сайте: 10.05.18Текст статьи/ежегодника на сайте Санкт-Петербургского Филиала ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН URL: http://ihst.nw.ru/images/Theses_of_conferences/Problem_2017.pdf (дата обращения 10.05.2018)Ссылка при цитировании:Козлова Л.А. Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. 2017. ВЫПУСК 3 (33). Материалы ХХXIII сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля Научная политика: метрики, акторы и практики / Под ред. А.Н. Ащеуловой. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2017. С. 22-40.Kozlova L.A. October Revolution as a Turning Point in the History of Social Sciences: State Regulation in the 1920s-1930s. In: The problems of scientist and scientific groups activity. International annual papers. VOLUME 3 (33). Papers of the XXXIII session of the International School for Sociology of Science and Technology “Scientific Policy: Metrics, Actors and Practices” / Ed. by A.N. Ashcheulova. St Petersburg: SPbF IHE RAS publ., 2017. P. 22-40. АннотацияВ статье рассматривается характер и последствия государственного регулирования социальных наук в России, осуществленного в послере- волюционную эпоху (1920–1930-е гг.) в результате революции 1917 г. и установления советской власти. Внешнее влияние советской власти рассматривается как фактор, определивший перелом в их дальнейшем развитии, нарушивший ход естественного развития этих наук. Условно выделены два качественно различающихся периода государственного регулирования: до середины 1920-х гг. («формальный») – советизация и большевизация управления наукой, ее организации; после середины 1920-х гг. («содержательный») – изменение содержания и методологии знания (смена парадигмы), идеологизация науки на основе советского марксизма. Первый период подготовил условия для второго. Показано, какие меры принимались в каждый период и каковы были их послед- ствия. В итоге социальные науки были содержательно и организационно переориентированы в соответствии с задачами советской государственной системы. Это в первую очередь выразилось в утверждении марксизма-ле- нинизма в качестве идейно-теоретической основы наук, в формировании партийно-государственного управления социально-гуманитарными на- уками и научным знанием, в попытке присвоить им функцию «произво- дительной силы общества» (проиллюстрировано на примере социологии). Делается вывод о том, что послереволюционные трансформации сформи- ровали определяющие черты советских социальных наук в том их виде, в каком они существовали вплоть до распада СССР в начале 1990-х гг. В статье рассматривается характер и последствия государственногорегулирования социальных наук в России, осуществленного в послере-волюционную эпоху (1920–1930-е гг.) в результате революции 1917 г.и установления советской власти. Внешнее влияние советской властирассматривается как фактор, определивший перелом в их дальнейшемразвитии, нарушивший ход естественного развития этих наук. Условновыделены два качественно различающихся периода государственногорегулирования: до середины 1920-х гг. («формальный») – советизацияи большевизация управления наукой, ее организации; после середины1920-х гг. («содержательный») – изменение содержания и методологиизнания (смена парадигмы), идеологизация науки на основе советскогомарксизма. Первый период подготовил условия для второго. Показано,какие меры принимались в каждый период и каковы были их послед-ствия. В итоге социальные науки были содержательно и организационнопереориентированы в соответствии с задачами советской государственнойсистемы. Это в первую очередь выразилось в утверждении марксизма-ле-нинизма в качестве идейно-теоретической основы наук, в формированиипартийно-государственного управления социально-гуманитарными на-уками и научным знанием, в попытке присвоить им функцию «произво-дительной силы общества» (проиллюстрировано на примере социологии).Делается вывод о том, что послереволюционные трансформации сформи-ровали определяющие черты советских социальных наук в том их виде,в каком они существовали вплоть до распада СССР в начале 1990-х гг.Ключевые слова: социальные науки социология научное знание государственное регулирование советизация и большевизация науки смена парадигмы social sciences sociology scientific knowledge state regulation sovietization and the bolshevisation of science paradigm shift Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииКозлова Л.А.Козлова Л.А.Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. 2017. ВЫПУСК 3 (33). Материалы ХХXIII сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля Научная политика: метрики, акторы и практики / Под ред. А.Н. Ащеуловой. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2017. С. 22-40.ISSN 2414-9241РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=33588 Размещена на сайте: 10.05.18Текст статьи/ежегодника на сайте Санкт-Петербургского Филиала ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН URL: http://ihst.nw.ru/images/Theses_of_conferences/Problem_2017.pdf (дата обращения 10.05.2018)Ссылка при цитировании:Козлова Л.А.Козлова Л.А. Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. 2017. ВЫПУСК 3 (33). Материалы ХХXIII сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля Научная политика: метрики, акторы и практики / Под ред. А.Н. Ащеуловой. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2017. С. 22-40.Kozlova L.A. October Revolution as a Turning Point in the History of Social Sciences: State Regulation in the 1920s-1930s. In: The problems of scientist and scientific groups activity. International annual papers. VOLUME 3 (33). Papers of the XXXIII session of the International School for Sociology of Science and Technology “Scientific Policy: Metrics, Actors and Practices” / Ed. by A.N. Ashcheulova. St Petersburg: SPbF IHE RAS publ., 2017. P. 22-40. АннотацияВ статье рассматривается характер и последствия государственного регулирования социальных наук в России, осуществленного в послере- волюционную эпоху (1920–1930-е гг.) в результате революции 1917 г. и установления советской власти. Внешнее влияние советской власти рассматривается как фактор, определивший перелом в их дальнейшем развитии, нарушивший ход естественного развития этих наук. Условно выделены два качественно различающихся периода государственного регулирования: до середины 1920-х гг. («формальный») – советизация и большевизация управления наукой, ее организации; после середины 1920-х гг. («содержательный») – изменение содержания и методологии знания (смена парадигмы), идеологизация науки на основе советского марксизма. Первый период подготовил условия для второго. Показано, какие меры принимались в каждый период и каковы были их послед- ствия. В итоге социальные науки были содержательно и организационно переориентированы в соответствии с задачами советской государственной системы. Это в первую очередь выразилось в утверждении марксизма-ле- нинизма в качестве идейно-теоретической основы наук, в формировании партийно-государственного управления социально-гуманитарными на- уками и научным знанием, в попытке присвоить им функцию «произво- дительной силы общества» (проиллюстрировано на примере социологии). Делается вывод о том, что послереволюционные трансформации сформи- ровали определяющие черты советских социальных наук в том их виде, в каком они существовали вплоть до распада СССР в начале 1990-х гг. В статье рассматривается характер и последствия государственногорегулирования социальных наук в России, осуществленного в послере-волюционную эпоху (1920–1930-е гг.) в результате революции 1917 г.и установления советской власти. Внешнее влияние советской властирассматривается как фактор, определивший перелом в их дальнейшемразвитии, нарушивший ход естественного развития этих наук. Условновыделены два качественно различающихся периода государственногорегулирования: до середины 1920-х гг. («формальный») – советизацияи большевизация управления наукой, ее организации; после середины1920-х гг. («содержательный») – изменение содержания и методологиизнания (смена парадигмы), идеологизация науки на основе советскогомарксизма. Первый период подготовил условия для второго. Показано,какие меры принимались в каждый период и каковы были их послед-ствия. В итоге социальные науки были содержательно и организационнопереориентированы в соответствии с задачами советской государственнойсистемы. Это в первую очередь выразилось в утверждении марксизма-ле-нинизма в качестве идейно-теоретической основы наук, в формированиипартийно-государственного управления социально-гуманитарными на-уками и научным знанием, в попытке присвоить им функцию «произво-дительной силы общества» (проиллюстрировано на примере социологии).Делается вывод о том, что послереволюционные трансформации сформи-ровали определяющие черты советских социальных наук в том их виде,в каком они существовали вплоть до распада СССР в начале 1990-х гг.Ключевые слова: социальные науки социология научное знание государственное регулирование советизация и большевизация науки смена парадигмы social sciences sociology scientific knowledge state regulation sovietization and the bolshevisation of science paradigm shift Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Кожанов А. А.Взаимное превращение обыденного и научного в истории создания новой социологии науки в 1970–80-х гг.: модель совмещения социального и рационального объяснений // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. – 328 стр. С. 310-324Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2015. – 328 стр.Кожанов А. А.Социология науки и науковедение // Науковедческие исследования, 2015: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр науч.- информ. исслед. по науке, образованию и технологиям; Отв. ред. Ракитов А.И. – М., 2015. – 186 с. – (Сер.: Методологические проблемы развития науки и техники). С. 43-60.Девятко И. Ф.Социальное знание и социальная теория // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 13-40.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14.