Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб Бутенко И.А.Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов. М.: Высшая школа, 1989 — 175 с.ISBN 5-06-000005-2Размещена на сайте: 05.06.18Текст книги.Ссылка при цитировании:Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов. М.: Высшая школа, 1989 — 175 с.АннотацияВ книге рассматривается социально-психологическая специфика процедуры опроса населения. Даются практические рекомендации по созданию благоприятных условий, обеспечивающих получение наиболее искренних, добросовестных, подробных ответов. Показано, как анализировать результаты опроса с учетом формы вопросов, степени са¬мостоятельности ответов, глубины осмысления проблемы респондентами.Ключевые слова: анкетный опрос Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Опрос как процесс общения 6 § 1. Общение и отношения 6 Что такое общение? 6 Структура общения 9 Специфика опроса как вида общения 12 § 2. Отношение исследователя к опросу 15 Понятие «отношения исследователя» 15 Методологическая рефлексия в социологическом исследовании 16 Предположения социолога о состоянии сознания респондентов 20 Предположения исследователя о содержании процедуры опроса 25 Двойственность позиции социолога 29 § 3. Отношение респондента к опросу 34 Общая мотивация участия в опросе 36 Восприятие цели исследования 41 Восприятие обращения 44 Инструкция о заполнении анкеты 45 Восприятие анкетера 47 Проблема доверия 52 Восприятие обстановки опроса 55 Глава II. Восприятие и понимание отдельных вопросов .... 59 § 1. Общие положения 59 Понятие «вопрос» в социологическом исследовании .... 59 Затрудненное понимание 63 § 2. Восприятие трудных вопросов 65 Восприятие вопроса 65 Понимание задачи, поставленной вопросом 69 Понимание готовых вариантов ответа 76 Формирование ответа 77 § 3. Восприятие тенденциозного вопроса 82 Понятие тенденциозного вопроса 82 Воздействие тенденциозного вопроса 83 Тенденциозность вопроса 84 Применение некоторых лексико-синтаксических средств ... 93 § 4. Восприятие деликатного вопроса . . 97 Понятие деликатного вопроса . .97 Восприятие деликатного вопроса 98 Восприятие вопросов о фактах 101 Восприятие вопросов о знаниях 106 Восприятие вопросов о внутренних состояниях 111 Глава III. Конструирование анкеты 125 § 1. От списка вопросов к анкете 125 § 2. Последовательность вопросов 127 Правило воронки 128 Эффект излучения 128 Общие и частные вопросы 131 Применение вопросов-фильтров 131 Расположение вопросов в табличной форме 132 Проблема монотонности 133 § 3. Функционально-психологические вопросы 133 Контактные вопросы 134 Буферные вопросы 136 § 4. Конструирование анкеты с учетом стиля респондента . . 137 Понятие «стиль респондента» 137 Отказы от участия в опросе 138 Тенденция к выражению согласия 138 Случайность в ответах 139 Неявное уклонение от ответов 140 Степень категоричности суждений 141 Неправда 142 § 5. Расположение коммуникативных блоков анкеты 142 Эпиграф к анкете 142 Обращение к респондентам 143 Сообщение о цели исследования 143 Объективка 143 Чем закончить анкету? 144 § 6. Оформление анкеты 145 Типографское оформление 145 Размер анкеты 146 Глава IV. Понимание ответов 148 § 1. Интерпретация и понимание ...... 148 Семантическая интерпретация ответов 150 Теоретическая интерпретация ответов 153 § 2. Понимание качества ответов 155 Самостоятелыллй ответ 155 Правильный ответ 157 Согласованный ответ 161 Компетентность ответов 163 Отсутствие ответов 164 Заключение 169 Рекомендуемая литература 173Рубрики: Методы сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бочаров В. Ю.Социальные типы молодых рабочих на российском рынке труда // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4060-4068. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) Ненахова Ю. С.Становление нормативно-правовой базы наставничества в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2021. – № 1-2. – С. 3-11.Пинчук А. Н., Тихомиров Д. А., Карепова С. Г.Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219.Бочаров В. Ю.Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса // Социально-трудовые исследования. 2022. Т. 46. № 1. С. 177-186.Хоткина З. А., Менжун В., Александрова О. А., Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Виноградова К. В.Гендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 321—341. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1645.