Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. – 360 с.ISBN 978-5-906001-54-2Размещена на сайте: 03.09.18Текст книгиСсылка при цитировании:Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. – 360 с.How do you live, intellectuals? Sociological essays: a collective monograph / Ed. by J. T. Toshchenko. - Moscow: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2018. - 360 p.Авторы:Тощенко Ж.Т., Анисимов Р.И., Буланова М.Б., Воробьева И.В., Гришина Е.А., Кученкова А.В., Цапко М.С., Шевченко И.О.Редактор: Тощенко Ж.Т.АннотацияВ основе монографии – данные социологических исследований жизненного мира в 2014 г. и 2016 г., которые в сопоставлении с информацией других социологических центров объясняют противоречивость процессов, происходящих в среде гуманитарной интеллигенции – преподавателей, работников здравоохранения и культуры. Авторы пытаются ответить на дискуссионные вопросы – можно ли говорить о современной интеллигенции как о реальном феномене, или она становится достоянием истории, как много черт, присущих предшественникам, были сохранены современной российской интеллигенцией – высокая нравственная ответственность, ориентация на соблюдение интересов народа, стремление олицетворять образцы профессиональной культуры, быть примером как в общественной (публичной), так и в личной (приватной) жизни. Осуществлен анализ основных смыслов деятельности интеллигенции во всех сферах общественной жизни. Особое внимание уделяется качеству жизни, трудовой деятельности, проблемам занятости, социальному благополучию, которые во многом выявляют черты прекарности (т.е.ненадежности, непрочности) социального положения этих социальных общностей (групп) на современном этапе развития российского общества. Книга предназначена для всех интересующихся современными социальными проблемами и особенно жизненным миром интеллигенции, для социологов, экономистов, политологов, историков и других исследователей социально-гуманитарной сферы. Ключевые слова: гуманитарная интеллигенция нравственные ответственности трудовая деятельность проблема занятости социальное благополучие humanitarian intelligentsia moral responsibility work employment social welfare Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление Введение (Ж.Т. Тощенко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава 1. Особенности жизненных миров российской гуманитарной интеллигенции (Ж.Т. Тощенко) . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1. Жизненный мир как теоретическая и эмпирическая характеристика концепции «социология жизни» . . . . . 13 2. Специфика жизненных миров интеллигенции . . . . . . 21 3. Мировоззренческие позиции гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 4. Прекаризация жизненного мира гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Глава 2. Качество жизни и главные жизненные смыслы российской интеллигенции (М.С. Цапко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 1. Качество жизни как основной смысл жизненного мира . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2. Ценностные ориентации и установки в структуре смыслов жизни российской интеллигенции . . . . . . . 39 3. Социальный критицизм интеллигенции . . . . . . . . . 47 4. Выполняет ли особую миссию интеллигенция в современной России? . . . . . . . . . . . . . 49 Глава 3. Социально-экономическая и профессиональная структура гуманитарной интеллигенции (Р.И. Анисимов) . . . . . . 55 1. Характеристика экономических основ жизненного мира интеллигенции . . . . . . . . . . .56 2. Динамика профессиональной структуры . . . . . . . . . 61 3. Интенсивность труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 4. Прекаризация профессиональной деятельности . . . . . 74 Глава 4. Основные показатели благосостояния и социального статуса гуманитарной интеллигенции (Р.И. Анисимов) . . . . . . . 82 1. Уровень благосостояния гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . — 2. Социальный статус и материальное положение интеллигенции: опыт сравнительного анализа . . . . . . 83 3. Интеллигенция между пребендиализмом и капитализмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Глава 5. Социально-трудовые ценности, гарантии и права в жизненном мире интеллигенции (Р.И. Анисимов) . . . . . . . . . . 100 1. Удовлетворенность трудом . . . . . . . . . . . . . . . . . — 2. Защищенность трудовых прав гуманитариев . . . . . . . 107 3. Преданность профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 4. Условия реализации творческого потенциала . . . . . . 117 Глава 6. Институциональное доверие гуманитарной интеллигенции (А.В. Кученкова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 1. Общая характеристика институционального доверия интеллигенции . . . . . . . . . . . . . .122 2. Объективные и субъективные основы институционального доверия . . . . . . . . . . . . . . .129 3. Прекаризация занятости и институциональное доверие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Глава 7. Интеллигенция в политической жизни современного российского общества: ожидания и реальность (И.В. Воробьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 1. Политический интерес и компетентность интеллигенции: правда и вымысел . . . . . . . 142 2. Политические взгляды интеллигенции . . . . . . . . . . 146 3. Мнение интеллигенции о политической ситуации в стране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 4. Интеллигенция и власть: противопоставление или симбиоз? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152 5. Политическое участие интеллигенции: в авангарде или арьергарде? . . . . . . . . . . . . . . .154 6. Неполитическая активность интеллигенции . . . . . . . 168 Глава 8. Воспроизводство и влияние образовательного капитала современной интеллигенции: новые вызовы – новые проблемы (М.Б. Буланова) . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 1. Понятие «образовательный капитал интеллигенции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 2. Воспроизводство образовательного капитала интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 3. Влияние образовательного капитала на материальное и социальное положение гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 4. Влияние образовательного капитала на профессиональную деятельность интеллигенции . . . . . . . . . . 174 5. Влияние образовательного капитала на круг общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 6. Влияние образовательного капитала интеллигенции на ее самоидентификацию . . . . . . . . . . . . . . . 184 Глава 9. Интеллигенция и культура: ценностные приоритеты и духовный мир (Е.А. Гришина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 1. Ценностные ориентации российской интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 2. Досуг и культурное потребление интеллигенции . . . . . 198 3. Моральные позиции российской интеллигенции . . . . . 201 4. Отношение интеллигенции к религии . . . . . . . . . . . 207 Глава 10. Повседневная жизнь и семейные проблемы интеллигенции (И.О. Шевченко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 1. Структура семьи и отношения в семье . . . . . . . . . . . — 2. Семейные ценности и семейные проблемы . . . . . . . . 215 3. Материальное положение семьи . . . . . . . . . . . . . . 219 4. Социальная роль и значимость семьи . . . . . . . . . . . 221 5. Самооценки настоящего и будущего семьи . . . . . . . . 223 Заключение (Ж.Т. Тощенко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Приложения Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 Приложение 3 . . . . . . . . 348Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Согомонов А. Ю.Этические стратегии в инженерной профессии // Ведомости прикладной этики. 2014. Вып. 44. С. 67-81.Бессокирная Г. П., Татарова Г. Г., Патрушев С. В., Шлыкова Е. В., Яницкий О. Н.Спутник ежегодника «Россия реформирующаяся» Выпуск 2 - 2015. [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / ИС РАН. – Электрон. текст. дан.(28,4 Мб). М.: ИС РАН. 2016. 1 электр. опт. диск, 12 см.Тощенко Ж. Т.Социальное измерение производительности труда // Демократия и социализм ХХI. 2022. № 1(13). С. 135-149.Жвитиашвили А. Ш.Социальное неравенство и новые формы трудового найма на западе // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 7504-7514.Grigoryeva Irina, Sizova Irina, Parfenova Oksana, Petuhova Irina. Social Policy, Elderly Wellbeing and Care. Proseedings 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Art SGEM 2018 : 757–765.