Религиозная идентичность, культура доверия и перспективы межэтнического согласия в регионах Рыжова С.В.Религиозная идентичность, культура доверия и перспективы межэтнического согласия в регионах // Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 268-315Глава из книги: Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. – 552 с.ISBN 978-5-89697-302-7Размещена на сайте: 17.10.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Рыжова С.В. Религиозная идентичность, культура доверия и перспективы межэтнического согласия в регионах // Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 268-315Ryzhova S.V. Religious identity, culture of trust and prospects for inter-ethnic accord in the regions. In: Interethnic accord at all-Russian and Regional Dimension. Socio-cultural and religious contexts: [monography] / Edited by L.M.Drobizheva. Moscow, 2018. P. 268-315АннотацияРелигиозность изучалась нами в контексте полиэтничности и поликонфессиональности российской современности. Исследователями чаще фиксируются негативные последствия религиозной вовлеченности, чем ее позитивная и стабилизирующая роль. Наша задача состояла в другом — показать ресурс массовой российской религиозности в сохранении межэтнического согласия. Исследования показали, что роль религии в межэтнических отношениях проявляется дифференцированно, в значительной мере она обусловлена историческими и институциональными рамками взаимодействия этноконфессиональных общностей на территории России. Массовая российская религиозность в первую очередь выполняет функции социальной интеграции, поддержки социальных связей, в том числе, межэтнических и межконфессиональных, выражает солидаристские общественные ориентации. Религиозность в Башкортостане, ХМАО–Югре и Московской агломерации помогает формированию установок межэтнической толерантности, она сокращает дистанцию в межэтнических взаимодействиях, повышает готовность принять человека другой национальности в различных сферах жизни, поддерживает культуру доверия. Доверие и религиозность можно рассматривать в качестве традиционных культурных основ социальной солидарности. В условиях дефицита гражданских институтов и развитой политической культуры обобщенное и межличностное доверие обеспечивает продуктивность коммуникации, доверие к власти обеспечивает вертикальную консолидацию общества, а религиозность поддерживает моральный консенсус.Ключевые слова: религиозность доверие этноконфессиональная идентичность межэтнические отношения religiosity trust ethnic and religious identity inter-ethnic relations Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление Введение. К методологии исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава I. Межнациональные (межэтнические) отношенияв регионах с разным опытом этнокультурногои межрелигиозного общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1.1. Методологические подходы к изучению особенностеймежэтнических отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.2. Особенности межэтнических отношений в республиках,различающихся возможностью межэтнических контактов. . . . 28 1.3. Оценка межэтнических отношений башкирами и татарамив Республике Башкортостан и Ханты-Мансийскомавтономном округе (Югра). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 1.4. Роль НКО в межнациональном согласии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 1.5. Местная пресса как стимул поддержания межэтническогосогласия. Пример газеты «Сургутская трибуна». . . . . . . . . . . . . 77 Глава II. Этничность и возможности в социальном продвижении :представления и реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 2.1. Представления об этнической маркированностивозможностей людей по общероссийским и региональнымопросам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 2.2. Ощущение равенства возможностей русскими,башкирами и татарами в субъектах Федерации,отличающихся этническим составом населенияи административным статусом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107 2.3. Реальность в ущемлении прав русских, башкир, татарв регионах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119 Глава III. Политика и практика этноязыкового взаимодействияв регионах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 3.1. Этносоциолингвистическая ситуация и межэтническиеотношения в республиках: пример Башкортостана. . . . . . . . . .129 3.2. Особенности языковой политики и практики в автономномокруге: пример Югры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159 Глава IV. Гражданская идентичность как потенциалмежэтнического согласия в обществе. . 177 4.1. Доктринальное и дискурсивное пространство укрепления российской гражданской идентичности. . 179 4.2. Российская идентичность: масштаб консолидации,сила связи и динамика среди других коллективных идентичностей. . 190 4.3. Российская и региональная идентичность в представлениях региональных экспертов. . 197 4.4. Солидаризирующие ценности и цели развития. . 208 Глава V. Консолидирующие ценности россиян : сферыустойчивости и трансформации. . 217 5.1. Концепция и инструментарий исследования общихценностных смыслов. . 220 5.2. Общероссийские ценности: консерватизм и обновление. . 229 5.3. Ценностные основания межрелигиозного согласия. . 238 Глава VI. Религиозность и межэтнические отношения. . 245 6.1. Теоретико-методологические подходык этносоциологическому исследованию религиозности. . 247 6.2. Религиозная идентичность, культура доверияи перспективы межэтнического согласия в регионах. . 268 6.3. Эмпирическая проверка теории С. Хантингтона. . 316 Глава VII. Православные и мусульмане в разной этнополитической среде. . 335 Постановка проблемы. . 337 7.1. Религиозность в Республике Башкортостан и Ханты-Мансийском автономном округе. . .. 341 7.2. Религиозность и этническое самосознание. . 353 7.3. Межэтническое и межконфессиональное согласие и формирование общероссийской идентичности. . 361 7.4. Ситуация в мусульманской умме Башкортостанаи проблемы межэтнических отношений. . 375 Глава VIII. Консолидация местных сообществ в контексте миграционных процессов. . 383 8.1. Региональные особенности интеграции и идентичности внутрироссийских иноэтничных мигрантов. . 386 8.2. Общность религиозной принадлежности в интеграционныхпроцессах: пример Республики Башкортостан. . . . . . . . . . . . . .414 8.3. Миграционные процессы и миграционная политикав Ханты‑Мансийском автономном округе. . . . . . . . . . . . . . . . . .419 8.4. Этнически избирательный контроль как препятствиедля межэтнического согласия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .435 Глава IX. Визуализация городского пространства в ракурсемежэтнического согласия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .457 9.1. Символика городского пространства в контекстеформирования межнационального согласия и ключевыхидентичностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .459 9.2. Презентация уличного пространства в контекстерегиональной, государственной и этнической идентичностей. . .470 9.3. Потенциал библиотек в формировании идентичностейчитателей в регионах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .482 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .503 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .516 Приложение. Выборка исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .545 Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .551Рубрики: ЭтносоциологияСоциология религииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Рыжова С. В., Щеголькова Е. Ю.Оценка межэтнических отношений башкирами и татарами в Республике Башкортостан и Ханты-Мансийском автономном округе (Югра) // Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 37-53.Кузнецов И. М., Рыжова С. В.Заключение // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 391-407.Дробижева Л. М., Кузнецов И. М., Рыжова С. В., Щеголькова Е. Ю.Введение // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 6-22.Рыжова С. В.Российская идентичность и доверие в региональной перспективе // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 122-143.Рыжова С. В.Этнокультурное разнообразие России в массовых представлениях и вопросы межэтнической толерантности // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 173-210.