Измерение в социологии: учебное пособие Толстова Ю.Н.Измерение в социологии: учебное пособие / Ю.Н. Толстова. — М.: КДУ, 2007. — 288 с.: ил., табл.ISBN 978-5-98227-249-2Размещена на сайте: 31.10.18Текст книги.Ссылка при цитировании:Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: учебное пособие / Ю.Н. Толстова. — М.: КДУ, 2007. — 288 с.: ил., табл.АннотацияВ книге рассматривается ряд известных подходов к пониманию и осуществлению измерения в эмпирической социологии. В рамках предлагаемой теоретической парадигмы объединяются весьма разнородные результаты, начиная с популярных методов одномерного шкалирования и кончая математическими теоремами репрезентационной теории измерения. Анализируются условия применимости различных способов шкалирования, демонстрируется практическая значимость многих положений, обычно относимых к области сугубо академического интереса. Книга предназначена для студентов и аспирантов-социологов, а также может быть полезной исследователям, желающим корректным образом осуществлять сбор и анализ социологических данных.Ключевые слова: теория измерения Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ Введение 7 РАЗДЕЛ 1. Общие принципы измерения в социологии 9 Глава 1. Проблемы измерения, возникающие в эмпирических исследованиях 9 1.1. Предварительные определения 9 1.2. Установочные и оценочные шкалы 17 1.3. Формирование представлений о признаке в социологии 20 1.4. Проблемы измерения, возникающие при выборе способа анализа данных 23 1.5. Нечисловые измерения в социологии 26 1.6. Состояние общей теории социологического измерения 27 Глава 2. История вопроса (логический аспект) 28 2.1. Общее представление о «мягкой» и «жесткой» стратегиях получения исходных данных 29 2.2. Кризис измерения, обусловленный столкновением двух стратегий 32 2.3. Пути выхода из кризиса 33 Глава 3. Краткое описание предлагаемой концепции 33 3.1. Интерпретация исходных данных — ключевой момент измерения 33 3.2. Измерение как моделирование реальности 36 3.3. Методологические аспекты использования математики в социологии 37 РАЗДЕЛ 2. Одномерное шкалирование 40 Глава 4. Основные цели одномерного шкалирования. Принципы, заложенные в подходах Терстоуна 40 4.1. Цели одномерного шкалирования 40 4.2. Психофизическое измерение как предпосылка одномерного социологического шкалирования 41 Глава 5. Метод Терстоуна измерения установки 43 5.1. Этапы построения шкалы 43 5.1.1. Составление суждений 43 5.1.2. Опрос экспертов 46 5.1.3. Опрос респондентов и приписывание им шкальных значений 52 5.2. Модельные представления 52 5.2.1. Сочетание «мягкой» и «жесткой» стратегий 53 5.2.2. Распределения, отвечающие экспертам и суждениям. Их соотношение 53 5.2.3. Свойства шкалы 59 Глава 6. Метод парных сравнений (ПС) 67 6.1. ПС как метод сбора данных 67 6.1.1. Содержание метода. Свойства получаемых матриц 67 6.1.2. Ограничения метода 70 6.1.3. ПС как шкальный критерий 70 6.2. ПС как метод построения оценочной шкалы 73 6.2.1. Модели Терстоуна 75 6.2.2. BTL-модели парных сравнений 88 Глава 7. Тестовая традиция в социологии 90 7.1. К вопросу о «взаимоотношении» социологии и психологии 90 7.2. Принципы факторного анализа (ФА) 90 7.2.1. Содержание тестовой традиции 90 7.2.2. Формальный аппарат ФА 93 7.2.3. ФА и формирование теоретических понятий 94 7.2.4. Проблемы использования ФА в социологии 96 7.3. Социологические индексы. Проблемы их построения 101 7.3.1. Расчет индекса — способ измерения латентной переменной 101 7.3.2. Индексы для номинальных данных («логический квадрат») 103 7.3.3. Проблемы построения индексов 104 7.4. ФА как способ одномерного шкалирования 107 7.5. Методы одномерного шкалирования, лежащие в русле тестовой традиции 108 7.5.1. Шкала Лайкерта 108 7.5.2. Шкалограмма Гуттмана 11З 7.6. Латентно-структурный анализ (ЛСА) Лазарсфельда 120 7.6.1. Простейший вариант ЛСА: вход и выход 121 7.6.2. Модельные предположения ЛСА 125 Глава 8. Психосемантические методы в социологии 127 8.1. Содержание методов 127 8.2. Семантический дифференциал (СД) 130 8.2.1. Постановка задачи Осгудом 130 8.2.2. Техника СД 132 8.2.3. Факторы восприятия, выделенные Осгудом 135 8.2.4. Практическое использование техники СД 138 Глава 9. Одномерное развертывание 144 9.1. Подход Кумбса 144 9.2. Основная цель метода 146 9.3. Модель восприятия 147 9.4. Техника одномерного развертывания 150 9.5. Задачи, решаемые методом 154 9.6. Методические выводы 155 РАЗДЕЛ 3. Основания типологий шкал, предложенных Кумбсом 160 Глава 10. Типология, основанная на степени упорядочения объектов и расстояний между ними 161 10.1. Отношение порядка и его искажение респондентом 161 10.2. Основания типологии 162 Глава 11. Типология, основанная на процедурах опроса и моделях восприятия 164 11.1. Зависимость ответа респондента от процедуры опроса. Классификация процедур 164 11.2. Модели восприятия 167 РАЗДЕЛ 4. Формализованная теория измерений 168 Глава 12. Роль формализма в развитии науки 168 12.1. Формализация как достижение науки 168 12.2. Недостатки формализации 170 Глава 13. Формализация понятия социологического измерения 170 13.1. Предыстория вопроса 170 13.2. Предложенная Стивенсом парадигма измерения.... 172 13.3. Развитие идей Стивенса 174 13.3.1. Допустимые преобразования шкал 175 13.3.2. Шкала как гомоморфизм 176 13.3.3. Типология шкал по Стивенсу 178 13.3.4. Практическая возможность построения шкал 180 Глава 14. Репрезентационная теория измерений (РТИ) с точки зрения потребностей социологии 181 14.1. Основные задачи, решаемые РТИ 182 14.2. Недостатки формализма РТИ и пути их преодоления ^ 186 14.2.1. Эмпирические отношения, не подлежащие моделированию с помощью чисел 186 14.2.2. Неформализуемые эмпирические системы 187 14.2.3. Широкое определение социологического измерения 189 Заключение 192 Вопросы для самоконтроля 194 Литература 205 Приложения 221Рубрики: Методы сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Толстова Ю. Н.Измерение в социологии: учебное пособие / Ю.Н. Толстова. — М.: КДУ, 2007. — 288 с.: ил., табл.