Социальная политика в отношении пожилых граждан: неолиберальный поворот по-русски



Парфенова О.А.
Социальная политика в отношении пожилых граждан: неолиберальный поворот по-русски // Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15 - 17 ноября 2018 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия - принт, 2018. С. 431.
ISBN 978-5-98620-330-0

Размещена на сайте: 12.12.18

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Парфенова О.А. Социальная политика в отношении пожилых граждан: неолиберальный поворот по-русски // Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15 - 17 ноября 2018 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия - принт, 2018. С. 431.

Аннотация

Вступление в силу 442 федерального закона о социальном обслуживании среди прочего спровоцировало изменения в российском поле социального обслуживания пожилых граждан. Социальное обслуживание на дому – одна их наиболее массовых форм поддержки пожилых людей. Количество пожилых граждан, получающих социальное и социально-медицинское обслуживание на дому примерно в 5 раз превышает число пожилых, проживающих в государственных домах престарелых [1]. В 2017-2018 годах нами было проведено эмпирическое исследование системы государственного социального обслуживания пожилых в четырех городах/регионах (Санкт-Петербург, Нижний Новгород и область, Великий Новгород и область, республика Карелия). Основными эмпирическими материалами послужили интервью с экспертами (руководителями центров социального обслуживания/подразделений) и социальными работниками; нормативно-правовые акты различного уровня; статистические и демографические данные; материалы вебсайтов учреждений социального обслуживания. Происходящие трансформации в сфере социального обслуживания были рассмотрены в категориях неолиберального поворота [2]. Полученные результаты демонстрируют отчетливую тенденцию неолиберализации. В поле появляются новые «игроки» – НКО и бизнес-организации, работающие в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), что провоцирует конкуренцию с государственными сервисами. Однако, на примере наших данных можно утверждать, что эта тенденция актуальна для крупных городов (Санкт-Петербург) и практически не затрагивает менее крупные города и тем более сельскую местность. В сфере государственного социального обслуживания одним из ключевых нововведений стало заметное повышение платы за обслуживание и изменения условий обслуживания (как для клиентов, так и для социальных работников). Это привело к тому, что клиенты стараются экономить, сокращают количество услуг, будучи недовольны высокими расценками за обслуживание. Помимо этого, предпринята попытка повысить качество услуг – введена индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) с довольно большим перечнем услуг и возможностью для клиента самостоятельно эти услуги выбирать. Но на практике ИППСУ подвергается жесткой критике за ее неполноту и негибкость, а также за забюррократизированность самого механизма активации/внесения изменений. Социальные службы вынуждены лавировать, подменяя одни услуги другими, чтобы удовлетворить базовые потребности клиента и при этом часть услуг все равно оказываются «неучтенными» [3]. Мониторинг обратной связи с пожилыми клиентами носит формальный характер, поскольку реальных рычагов воздействовать на новые регламенты у социальных служб нет. Опрошенные эксперты-практики сетуют на то, что их голоса «не слышат наверху».

Ключевые слова:

социальная политика социальное обслуживание старение social policy social services aging

Рубрики:

Социальная политика и управление
Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: