Российское программное обеспечение: конструирование технологической политики в дискурсе официальных лиц Руденко Н.И., Бекреев А.Д.Российское программное обеспечение: конструирование технологической политики в дискурсе официальных лиц // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Том XXI. № 4. С. 203-223.ISSN 1029-8053DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.9 РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36489652Размещена на сайте: 18.12.18Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/?q=ru/Rudenko_Bekreyev_2018_4_Article (дата обращения 18.12.2018)Ссылка при цитировании:Руденко Н.И., Бекреев А.Д. Российское программное обеспечение: конструирование технологической политики в дискурсе официальных лиц // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Том XXI. № 4. С. 203-223. DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.9 .Rudenko N.I., Bekreev A.D. Rossijskoe programmnoe obespechenie: konstruirovanie tehnologicheskoj politiki v diskurse oficial'nyh lic. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 2018, Vol. XXI, Issue 4, pp. 203-223. DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.9 .АннотацияРассматривается дискурсивное оформление понятия «российское программное обеспечение» в 2014–2017 гг. в дискурсе официальных лиц государства. Для анализа дискурсивного оформления используется подход правительности М. Фуко, получивший развитие в постфуколдианстве. Этот подход позволяет, во-первых, сделать объектом анализа сам процесс дискурсивного оформления и конструирования некоторого понятия через диалектику проблематизации-разрешения проблемы. Во-вторых, он обращает внимание на конкретные (бюрократические) практики и технологии, которые используются для воплощения артикулированных дискурсов для создания условий управления поведением подконтрольных акторов. Процесс дискурсивного оформления в языке официальных лиц позволяет проследить за тем, какие основные проблемы конституируются как наиболее важные для государства в отношении российского программного обеспечения и какие дискурсивные стратегии используются для создания такого понятия (в т. ч. закрепленного юридически), которое позволит разрешить эти проблемы. В случае российского программного обеспечения мы выделяем четыре основных дискурсивных стратегии: безопасность (российское ПО как не способное вредить государственному и частному сектору, более лояльное к государству), геополитика (российское ПО как незападное ПО, по крайней мере неамериканское, как продолжение геополитических интересов России), протекционизм (российское ПО как незамечаемое и менее популярное по сравнению с иностранным, которое нужно поддержать финансово и административно), эффективность (российское ПО как ничем не отличающееся от любого другого, которое в той же мере управляется рыночными законами). В заключительной части статьи мы показываем, как с течением времени, правовым оформлением и созданием реестра российского программного обеспечения происходит увеличения роли правительства, нарастание жестких мер по отношению к работе реестра, увеличение охвата акторов, на которые распространяется действие российского программного обеспечения и его реестра, закрытие экспертизы и в целом информации о внутреннем процессе отбора в реестр и закрепление дискурсивных стратегий протекционизма и безопасности как основных. Ключевые слова: российское программное обеспечение правительность дискурсивное оформление официальные лица реестр российского программного обеспечения технологическая политика the russian software governmentality discursive strategies russian officials the russian software registry technological policy Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология наукиСмежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Семенов Е. В.Наука для России: контуры зрелой научно-технологической политики // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2021. – Ч. 1. С. 882-886.Семенов Е. В.О необходимости переориентации научно-технологической политики с производства показателей на решение реальных проблем // Идеи и идеалы. – 2021. – Т. 13, № 2, ч. 1. – С. 11–32. – DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-11-32.