Больше, чем один, - меньше, чем два: понятие и методология артикуляции множества в акторно-сетевой теории
Руденко Н.И.
Больше, чем один, - меньше, чем два: понятие и методология артикуляции множества в акторно-сетевой теории // Философско-литературный журнал Логос. 2018. Т. 28. № 5 (126). С. 113-136.
ISSN 0869-5377
DOI: 10.22394/0869-5377-2018-5-113-133
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36300962
Размещена на сайте: 18.12.18

Ссылка при цитировании:
Rudenko N. More than one - less than two: the concept and methodology of enactment of multiplicity in actor - network theory. Filosofsko-literaturnyj zhurnal Logos, 2018, Vol. 28, Issue 5 (126), pp. 113-136. DOI: 10.22394/0869-5377-2018-5-113-133.
Аннотация
Попытки найти альтернативы тотализирующему (которое в социальных науках принимает вид объяснения через общество, класс, гендер, культуру и т.д.) и эссенциалистскому пониманию социального лежит в основе современных обращений социальных наук к идеям множественного - того, что позволит помыслить реальность не просто как разнообразную и фрагментированную, но как неконститентную, сложную и по-разному распределенную внутри себя. Психология, экономика, политическая теория и многие другие дисциплины предложили свои варианты концептуализации множественного. В социологии наиболее известные идеи множества выражены в работах неомарксистов Майкла Хардта, Антонио Негри и Паоло Вирно, а также в традиции феноменологической социологии Альфреда Шюца и в работах Ирвинга Гофмана. Автор статьи предлагает теоретические и методологические экспликации понятия множественного в акторно-сетевой теории. В теоретическом плане показано, как Аннмари Мол и Джон Ло проводят различие между множественным и плюральным, абстрагируясь тем самым как от релятивизма, так и от социального конструктивизма. Множественное у них направлено на анализ децентрированных, распределенных объектов, которые сочетают в себе актуальное существование с потенциальной возможностью изменения. В методологическом плане выделяются и анализируются основания трех методов артикуляции множественного, разработанных в акторно-сетевой теории: этнографического (Аннмари Мол, Джон Ло, Харис Томпсон (Кассинс)), «технологического» (Нортье Маррес, Альбена Янева) и метода создания концептуальных фигур (Донна Хара-уэй, Мишель Серр, Изабелла Стенгерс). По мнению автора, соединение теории и методологии в осмыслении множественного позволяет акторно-сетевой теории предложить новые актуальные способы задействования (enactment) социальной реальности, а не только ее описания.
Ключевые слова:
множественное акторно-сетевая теория методы артикуляции множеств этнография картографиро-вания контроверз философская спекуляция аннмари мол multiplicity actor-network theory methods of enactment of multiplicity ethnography controversy mapping philosophical speculation annemarie molРубрики:
Социология культурыСоциология науки
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Rudenko N. Interfaces, efficiency, and inequality: the case of digital (auto-) ethnography of commercial technology. International Journal of Actor-Network Theory and Technological Innovation, 2016, 8(4), pp. 1-14.
- Галкин К. А., Рассолова Е. Н.
Современные социологические подходы к исследованию инноваций (критический обзор) // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 4. С. 394-405. - Винер Б. Е., Дивисенко К. С.
Становление этнографии города в Ленинграде/Петербурге // Петербургская социология сегодня. 2018. Вып. 9. С. 143-168. - Винер Б. Е., Дивисенко К. С.
(2018) Социальная структура исследовательской области этнография/антропология города в российской этнологии. Журнал социологии и социальной антропологии, 21(2): 7–44. https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.2.1