Габитус и повседневные практики вахтовых работников Башкортостана Туракаев М.С.Габитус и повседневные практики вахтовых работников Башкортостана // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. №3. С. 189-202.ISSN 1029-8053РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27170563Размещена на сайте: 29.12.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Туракаев М.С. Габитус и повседневные практики вахтовых работников Башкортостана // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. №3. С. 189-202.Turakayev M.S. Habitus and Everyday Practices of the Long-Distance Commuters of Bashkortostan. Journal of Sociology and Social Anthropology, 2016, Issue 3, pp. 189-202.АннотацияВ статье выявляются габитус и повседневные практики местных жителей сельских районов Республики Башкортостан, работающих вахтовым методом. Габитус вахтовых работников — это диспозиции, функционирующие как инкорпорированный культурный капитал (образование, проведение свободного времени, социальная активность), проявляющийся в их повседневных практиках и стиле жизни. Этот габитус, выражающийся в структуре рабочего и свободного времени информантов, предстает в качестве ментальных диспозиций (предрасположенность к просмотру ТВ, пользованию компьютером, чтению книг, общению, практикам поддержания и (или) подрыва здоровья и др.) и телесных диспозиций. В данной работе рассматриваются ментальные диспозиции вахтовых работников. Преимущества и недостатки вахтового метода освещаются с позиции работников, оценивающих приспособление к непростому графику и условиям труда, и одновременно позитивные возможности свободного времени при нахождении дома. Отмечаются особенности переходов вахтовых работников из одного социального пространства в другое — из дома на вахту и обратно, выражающиеся в сложности привыкания к более суровому климату, новой обстановке и социальному окружению: от семьи к коллегам и наоборот. Сельский образ жизни глубоко укоренен в диспозициях вахтовых работников, подкреплен устоявшимися социальными связями и экономическими обстоятельствами. Вахтовые работники привязаны к месту благодаря своему стилю жизни и не желают менять свою жизнь. Их длительные повторяющиеся практики в социальном пространстве дома и вахты закрепляются в диспозициях. Повседневные практики вахтовых работников и устойчивые диспозиции удерживают их в пограничном состоянии трудового мигранта (на работе) и местного жителя (полноправного члена семьи и местного сообщества).Ключевые слова: габитус культурный капитал стиль жизни вахтовый метод работы социальное поле habitus cultural capital lifestyle fly-in fly-out method long-distance commuters bashkortostan Рубрики: Социология трудаСоциология повседневных практикВозможно, вам будут интересны другие публикации:Туракаев М. С.Вахтовый труд и воспроизводство социально-культурных практик в российском регионе: на примере Республики Башкортостан // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2016. № 1. С. 35-47.Туракаев М. С.Агентность и воспроизводство социальных структур: на примере вахтового труда в Республике Башкортостан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. № 3 (16). С. 599-610.Туракаев М. С., Баймурзина Г. Р.Работа вахтовым методом глазами временных трудовых мигрантов из Башкортостана // Проблемы развития территории. 2022. Т. 26. № 6. С. 115–133.Возьмитель А. А.Повседневность и ее целостный социологический анализ // Материалы X международной социологической Грушинской конференции Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности, 20 мая—14 ноября 2020 г./отв. ред. А.В. Кулешова.— М.:ВЦИОМ, 2020. — С. 56-59.Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р., Туракаев М. С., Аитов С. Г.Трудовая миграция как фактор человеческого потенциала Республики Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 6. С. 147-156.