Образование и наука в России: состояние и потенциал развития Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018 — 680 с.ISBN 978-5-906001-60-3; ISSN 2658-3402Размещена на сайте: 16.01.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018 — 680 с.Авторы:Агафонова Е.Л., Андреев А.Л., Арефьев А.Л., Арефьев П.А., Бакланов П.А., Версхоор Й., Гарипов Я.З., Горшков М.К., Григорьева Е.И., Гусев И.А., Дмитриев Н.М., Ермакова Е.А., Задорожнюк И.Е., Кириллов А.В., Ключарев Г.А., Константиновский Д.Л., Коростелева Л.Ю., Краснова Г.А., Кузнецов И.С., Максименко А.Ф., Мешкова Л.И., Михалева М.Н., Новикова О.С., Окуньков Ю.В., Полещук О.Д., Полихина Надежда Александровна, Попов Д.С., Попов М.С., Ридигер А.В., Савинков В.И., Селиванова З.К., Столяров В.И., Тростянская И.Б., Трофимова И.Н., Чепыжева И.И., Чередниченко Г.А., Черныш М.Ф., Шереги Ф.Э.Редакторы: Арефьев А.Л., Ключарев Г.А., Андреев А.Л.АннотацияВ коллективном сборнике представлены статьи общетеоре- тического, исторического и прикладного характера, касающие- ся российского образования и науки. Особое внимание уделено результатам социологических исследований проблем равенства в получении качественного образования, проблемам воспитания и профессиональной ориентации школьников и молодежи, пре- стижности различных профессий, социальному самочувствию и подготовке педагогических, инженерно-технических и научных кадров. Освещается взаимосвязь образования, науки и производ- ства, международная деятельность российских вузов. Книга адресована работникам общеобразовательных и профес- сиональных организаций образования, студентам и аспирантам социологических и педагогических факультетов, а также всем, интересующимся тенденциями развития отечественного и меж- дународного образования и науки. В коллективном сборнике представлены статьи общетеоретического, исторического и прикладного характера, касающиеся российского образования и науки. Особое внимание уделено результатам социологических исследований проблем равенствав получении качественного образования, проблемам воспитанияи профессиональной ориентации школьников и молодежи, престижности различных профессий, социальному самочувствию и подготовке педагогических, инженерно-технических и научных кадров. Освещается взаимосвязь образования, науки и производства, международная деятельность российских вузов. Книга адресована работникам общеобразовательных и профессиональных организаций образования, студентам и аспирантам социологических и педагогических факультетов, а также всем,интересующимся тенденциями развития отечественного и международного образования и науки. Ключевые слова: образование наука молодежь профориентация качество образования education the science youth career guidance the quality of education Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеПредисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Накануне перелома: образование и общество в последние десятилетия Российской империи (А.Л. Андреев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Подготовка инженерно-технических кадров в российских вузах: страницы истории и современность (А.Л. Арефьев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Физкультурно-спортивная работа с дошкольниками (социологический анализ) (В.И. Столяров, Ю.В. Окуньков). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Профессиональная ориентация в школе и в предуниверситарии: сравнительный анализ (О.С. Новикова, И.А. Гусев, И.И. Чепыжева) . . . . . . . . . . . . . 80 Трансформация процесса социализации в интерпретации отечественных социологических исследований и теорий (Л.И. Мешкова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 Оценка качества среднего образования: анализ динамики за 15 лет (Д.Л. Константиновский, Ф.Э. Шереги, М.Н. Михалева) . . . . . . 132 Качество учителей: Россия на фоне стран мира (Д.С. Попов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Доверие в сфере образования: подходы в российских и зарубежных исследованиях (И.С. Кузнецов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Исламское образование и арабский язык в России (А.Л. Арефьев, Я.З. Гарипов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Обучающиеся высшей школы РФ 2000-2017 гг. (статистическая характеристика) (Г.А. Чередниченко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Представления об обществе и о себе в российской студенческой среде (А.Л. Андреев, З.К. Селиванова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 Эффективность оценки деятельности университета через науко-метрические показатели (Н.А. Полихина, И.Б. Тростянская) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Международные рейтинги вузов: суггестия привлекательности (И.Е. Задорожнюк, Л.Ю. Коростелева) . . . . . . . . . . . . . . . . 282 Международное образование в глобальном и российском измерении (А.Л. Арефьев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 О рекрутинге иностранных абитуриентов (опыт НИЯУ «МИФИ») (Н.М. Дмитриев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 Профессиональная пригодность работы в атомной отрасли иностранных студентов (П.А. Арефьев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 Российско-нидерландское сотрудничество в образовании (А.Л. Арефьев, Й. Версхоор, Е.Л. Агафонова) . . . . . . . . . . . . . . 384 Опыт реализации программы внешней международной академической мобильности Минобрнауки России (О.Д. Полещук, А.В. Ридигер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402 Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ) (А.Л. Арефьев, А.Ф. Максименко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409 Будущее сетевых университетов в России (Г.А. Краснова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436 Подготовка исследовательских кадров: от студента к молодому специалисту (И.Н. Трофимова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 Преподаватели университетов: интеллектуальная элита или интеллектуальный пролетариат? (Ф.Э. Шереги, А.В. Кириллов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 Подготовка и переподготовка научных и научно-инженерных кадров для инновационной экономики: состояние и проблемы (Е.А. Ермакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481 Взаимодействие высших учебных заведений и предприятий реального сектора экономики в России: трансфер и внедрение инновационной продукции (И.Б. Тростянская, В.И. Савинков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 Роль вузовской науки в стимулировании развития инновационного производства (Ф.Э. Шереги, В.И. Савинков, П.А. Бакланов) . . . . . . . . . . . . . 530 Социально-экономический эффект государственной поддержки исследований и разработок (Г.А. Ключарев, М.С. Попов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553 О финансовом обеспечении из зарубежных источников международного научно-образовательного сотрудничества российских вузов (А.В. Ридигер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 590 Презентация как элемент культуры устного выступления: рефлексия ошибок (Е.И. Григорьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 595 К 25-летию Центра социологических исследований (А.Л. Арефьев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 614 Чужой среди «своих»: жизнь, посвященная поиску истины (о социологическом наследии В.Э. Шляпентоха) (Ф.Э. Шереги) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 632 О критериях оценки результативности деятельности научных организаций и ученых в области общественных наук (М.К. Горшков, М.Ф. Черныш) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 663Статьи из этого сборника:Мешкова Л. И.. Трансформация процесса социализации в интерпретации отечественных социологических исследований и теорий (C. 110-131)Константиновский Д. Л., Шереги Ф. Э., Михалева М. Н.. Оценка качества среднего образования: анализ динамики за 15 лет (C. 132-168)Попов Д. С.. Качество учителей: Россия на фоне стран мира (C. 169-188)Кузнецов И. С.. Доверие в сфере образования: подходы в российских и зарубежных исследованиях (C. 189-204)Чередниченко Г. А.. Обучающиеся высшей школы РФ 2000-2017 гг. (статистическая характеристика) (C. 218-242)Задорожнюк И.Е., Коростелева Л. Ю.. Международные рейтинги вузов: суггестия привлекательности (C. 282-300)Трофимова И. Н.. Подготовка исследовательских кадров: от студента к молодому специалисту (C. 445-459)Шереги Ф. Э., Савинков В. И., Бакланов П.А.. Роль вузовской науки в стимулировании развития инновационного производства (C. 530-552)Ключарев Г. А., Попов М. С.. Социально-экономический эффект государственной поддержки исследований и разработок (C. 553-589)Григорьева Е. И.. Презентация как элемент культуры устного выступления: рефлексия ошибок (C. 595-613)Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – 384 с. Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015 — 644 стр.Константиновский Д. Л., Шереги Ф. Э., Михалева М. Н.Оценка качества среднего образования: анализ динамики за 15 лет // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 132-168.Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9347Константиновский Д. Л., Савинков В. И.Динамика численности обучающихся в школе и качества общего образования // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2019. №1. С. 55-67.