Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения Иванова Л.Ю.Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11ISSN 1998-0698 (print); 2312-9816 (online)DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37028531Размещена на сайте: 20.03.19Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.isert-ran.ru/article/28081/full?_lang=ru (дата обращения 01.04.2019)Ссылка при цитировании:Иванова Л.Ю. Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11 DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11.Ivanova L.Yu. The environmental culture in the Russian society as a condition for building eco-consciousness and behavior of the younger generation. Economic and Social Changes: facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 1, pp. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11 DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11.АннотацияСостояние окружающей среды во многом зависит от экологической культуры и экологического сознания населения. Особый интерес представляет изучение этих качеств у подрастающего поколения, что и определило актуальность темы исследования. Цель работы: сравнить отношение к важным экологическим проблемам современных шестнадцатилетних подростков и их сверстников, опрошенных 20 лет назад, а также проанализировать причины изменений, которые произошли в экологическом сознании и поведении подрастающего поколения за этот период. Новизна работы: впервые изучается динамика за два десятилетия обеспокоенности шестнадцатилетних подростков серьезными экологическими проблемами и их экологического поведения, а также анализируются причины произошедших изменений (снижение внимания к вопросам экологии со стороны государства и общества; школьный курс «Экология» перестал быть обязательным; СМИ не уделяют внимания тематике устойчивого развития). В исследовании использовался метод анкетирования. В 1996 г. опрос был проведен в трех, а в 2017 г. – в четырех регионах РФ. Исследование показало, что современные шестнадцатилетние подростки по сравнению с их сверстниками из 90-х годов прошлого века реже отмечают, что сорят на улицах и на природе, выбрасывая обертки и прочий мусор (т.е. культура поддержания чистоты повысилась); однако их участие в экологических движениях и организациях, как и прежде, остается на крайне низком уровне. Согласно полученным данным, несмотря на углубление экологического кризиса, за 20 лет сократилась доля подростков, выражающих серьезную обеспокоенность важными проблемами окружающей среды. В свете сказанного большую значимость приобретает организация просвещения населения в вопросах социальной экологии и особенно школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, в задачи которых входит формирование у подрастающего поколения понимания необходимости решения экологических проблем и снижения антропогенного давления на природное окружение, а также навыков улучшения экологической ситуации.Ключевые слова: подростки анкетный опрос динамика отношения обеспокоенность экологическими проблемами экологическое сознание экологическое поведение окружающая среда вред здоровью adolescents questionnaire survey attitude performance concern about environmental problems eco-consciousness eco-behavior environment harm to h health Рубрики: ЭкосоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Широкалова Г.С., Куконков П. И., Саралиева З. Х.Экологическая культура: социальная ответственность и личный интерес студентов // Социология образования. 2017. № 5. С. 43-56.Левченко Н. В.Экологическое образование: классификация теоретико-методологических подходов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. №1 (36). С. 109-116.Иванова Л. Ю.Экологические установки подростков и отношение к экологическим проблемам // Здоровье подростков и окружающая среда: изменения за 20 лет: [монография] / И. В. Журавлева, Л. Ю. Иванова, Г. А. Ивахненко [и др.]; отв. ред. И. В. Журавлева; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 235-257. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9983Khaliy I. A.Towards an Environmentally Sustainable Society // Life Expectations of the People. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. P. 219-228.Zakharova, V., Chernov, I., Nazarenko, T., Pavlov, P., Lyubchenko, V., & Kulikova, A. (2020). Social health and environmental behavior of students in the digital age. Cypriot Journal of Educational Sciences, 15(5), 1288-1294. https://doi.org/10.18844/cjes.v15i5.5167