Советская версия модерна: веберианские и поствеберианские подходы Масловский М.В.Советская версия модерна: веберианские и поствеберианские подходы // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. №2. С. 174-188. (на английском языке)ISSN 1728-1938DOI: 10.17323/1728-192x-2019-2-174-188Размещена на сайте: 08.07.19Текст статьи на сайте журнала URL: https://sociologica.hse.ru/data/2019/06/30/1492322465/1RusSocRev_18_2_174-188_Maslovskiy.pdf (дата обращения 08.07.2019)Ссылка при цитировании:Масловский М.В. Советская версия модерна: веберианские и поствеберианские подходы // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. №2. С. 174-188. (на английском языке) DOI: 10.17323/1728-192x-2019-2-174-188.Maslovskiy M.V. The Soviet Version of Modernity: Weberian and Post-Weberian Perspectives. Russian sociological review, 2019, vol. 18, issue 2, pp. 174-188. DOI: 10.17323/1728-192x-2019-2-174-188.АннотацияВ статье рассмотрены различные подходы к изучению советского общества, которые опираются на теоретические модели, разработанные Максом Вебером, либо следуют более широкой веберовской традиции в исторической социологии. Веберианские подходы применялись в том числе и для анализа русской революции 1917 г. и ее последствий. В частности, ранняя большевистская партия характеризовалась как сообщество «идеологических виртуозов», тогда как ее дальнейшее развитие описывалось как «незавершенная рационализация» либо ретрадиционализация. В статье подчеркивается, что использование поствеберианской концепции множественных модернов позволяет преодолеть некоторые сложности, возникающие в данном случае. Особое внимание уделяется в статье анализу советской модели модерна в работах Й. Арнасона. С точки зрения этого социолога, советская модель включала в себя как наследие имперской трансформации сверху, так и революционное видение нового общества. Как указывает Арнасон, коммунизм представлял собой особую версию модерна, а не отклонение от универсального пути модернизации. В то же время в исторических исследованиях советского периода сложились два подхода, выделяющие модернистский характер советского режима либо его неотрадиционалистские аспекты. Различия между этими двумя направлениями обсуждались в работах М. Дэвид-Фокса. В статье прослеживаются параллели между новыми историческими исследованиями советского общества и (пост)веберианскими социологическими подходами.Ключевые слова: макс вебер историческая социология йохан арнасон коммунизм модерн советское общество max weber historical sociology johann arnason communism modernity soviet society Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Maslovskiy, M. (2023). Johann P. Arnason’s Analysis of Communism and the Debate on Soviet Modernity. International Journal of Social Imaginaries, 2(1), 26-46.Масловский М. В.Послесловие // Арнасон, Й. Цивилизационные паттерны и исторические процессы / Йохан Арнасон; пер. с англ. М. Масловского, Д. Карасева, Ю. Прозоровой, А. Степанова. Сост., послесл. М. Масловского. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 290-299.Масловская Е. В., Масловский М. В.Историческое наследие советской версии модерна: новые теоретические подходы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1. С. 7-17.Maslovskiy M. Russia against Europe: a clash of interpretations of modernity? European Journal of Social Theory, 2019, Vol. 22, No. 4, pp. 533-547. DOI: 10.1177/1368431018768623Maslovskii M. Soviet modernisation and its legacies from the perspective of civilisational analysis // Philosophical and Cultural Interpretations of Russian Modernisation / Ed. by A. Mustajoki and K. Lehtisaari. London: Routledge, 2017. P. 32-43.