Ленинградская мозаика советской социологии Козловский В.В., Браславский Р.Г.Ленинградская мозаика советской социологии // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. С. 61-82.Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. – 576 с. ISBN 978-5-94881-457-5; ISSN 2618-7523DOI: 10.19181/ezheg.2019.3Размещена на сайте: 30.10.19Текст статьи.Ссылка при цитировании:Козловский В.В., Браславский Р.Г. Ленинградская мозаика советской социологии // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. С. 61-82. DOI: 10.19181/ezheg.2019.3.Kozlovskiy V.V., Braslavskiy R.G. Mosaic Sociology in Leningrad DOI: 10.19181/ezheg.2019.3.АннотацияСтатья посвящена прояснению фактического положения и роли социологических школ в советский период, в частности, фиксируемой в российском социологическом сообществе Ленинградской социологической школы. Ее представители внесли значимую лепту в развитие советской социологии. Вопрос о «ленинградской» социологической школе позволяет проблематизировать исследовательскую ситуацию в использовании подходов к реконструкции и объяснению истории социологии в России, а также в трактовке процесса становления и развития российской социологии. Картина становления и развития советской социологии весьма противоречива. Имеющаяся литература дает совершенно разные истолкования советской социологии. В Ленинграде сформировался ряд социологических школ: ленинградская школа эмпирических исследований труда и производства (А. Г. Здравомыслов, О. И. Шкаратан, В. А. Ядов), ленинградская школа социологии науки (С. А. Кугель, И. А. Майзель, М. Г. Лазар, И. И. Лейман), ленинградская школа истории социологии(Б. А. Чагин, И. А. Голосенко, А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров), ленинградская школа социологии молодежи (В. А. Лисовский, С. Н. Иконникова), ленинградская группа изучения СМИ (Б. М. Фирсов), ленинградская школа социологии семьи и сексуальности (И. С. Кон, С. И. Голод), ленинградская школа социальных исследований города (М. Н. Межевич, И. И. Сигов), ленинградская школа социального развития и планирования предприятий и регионов (В. Я. Ельмеев, Б. Р. Рященко, Е. П. Юдин). Возрождение социологии в советском обществе 1950-х гг. было обусловлено рядом внешних и внутренних факторов. Внешними по отношению к общественным наукам или обществознанию выступали экономические, социальные и политические императивы поздне- и послесталинского периодов. Внутренними факторами стали уровень образования населения, идеология, рост профессиональной квалификации, достижения науки, массовая культура, СМИ. Вторая половина ХХ века после почти тридцатилетнего перерыва с начала 1920-х гг. ознаменовалась созданием социологии в новом виде.Ключевые слова: история советской социологии реконструкция истории социологии научная школа социологические школы в ленинграде модернизация региональные и территориальные центры социологии soviet sociology history reconstruction of sociology history scientifi c school sociological schools in leningrad modernization regional and territorial centers of sociology Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Козловский В. В., Васильева Е. Н.Становление современной российской социологии: интервью с профессором Владимиром Вячеславовичем Козловским // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 2. – С. 81–93.Козловский В. В., Малинов А. В.Академик А.С. Лаппо-Данилевский (1863–1919): вклад в проект интегративной науки об обществе // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 4. С. 200-206.Prozorova, Yulia (2017) Civilizational Analysis, Political Discourse, and the Reception of Western Modernity in Post-Soviet Russia, Comparative Civilizations Review: Vol. 77 : No. 77 , Article 7Круглый стол: «Размышления о научной школе» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института социологии РАН. - 2014. - 24 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=3059Подлесная М. А., Лебедева О. Н.Проблема развития в современном мире. Теоретические интерпретации // Общественные науки и современность. 2022. № 4. С. 62–76.