Конфликтогенный потенциал сакрального пространства православных храмов (на примере городских церквей Санкт-Петербурга) Рыйгас Е.В.Конфликтогенный потенциал сакрального пространства православных храмов (на примере городских церквей Санкт-Петербурга) // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019. № 2. С. 36-51.ISSN 2658-4158DOI: 10.28995/2658-4158-2019-2-36-51Размещена на сайте: 21.11.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Рыйгас Е.В. Конфликтогенный потенциал сакрального пространства православных храмов (на примере городских церквей Санкт-Петербурга) // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019. № 2. С. 36-51. DOI: 10.28995/2658-4158-2019-2-36-51.Ryygas EV. Conflict Potential of the Sacred Space in the Ortho-dox Churches (on the Example of City Churches of St. Petersburg). Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;2:36-51. DOI: 10.28995/2658-4158-2019-2-36-51 DOI: 10.28995/2658-4158-2019-2-36-51.АннотацияПовторяемость ситуаций, связанных с травматичным опытом посещения православных храмов, заставляет детально проанализировать проблему, суть которой сводится к избыточным неформальным негативным санкциям со стороны работников храма по отношению к посетителям. Репертуар негативных санкций включает в себя претензии, оформленные вербально (замечания, порицания) или кинетически (нарушение приватного пространства посетителя, физическое вытеснение посетителя сего траектории движения). Основной вопрос, решению которого посвящена статья, относится к рассмотрению структуры сакрального пространства: в какой степени его геометрия может служить постоянным источником конфликтов? Конфигурация сакрального пространства православных храмов (в частности, главных соборов РПЦ МП в Петербурге) благодаря высокому иконостасу, предопределяющему траектории движения и направления взгляда, задает дефицит точек акустической и зрительной включенности посетителя в богослужение. Перераспределение этих локусов между посетителями создает основную драматургию совместного присутствия собравшихся на богослужении. Во внебогослужебное время траектория посетителя, как правило, синхронизируется с идущим вдоль периметра храма поясом проксемических объектов – медиаторов сакральной коммуникации (икон с подсвечниками, ковчегов с мощами). Однако даже в случае малолюдности храма посетитель оказывается в условиях дефицита пространства, поскольку траектория его передвижения может прерываться работниками храма, контролирующими внешний вид посетителя, его потенциальное вторжение в локусы с неочевидными границами и соответствие выполняемых им действий своду правил, обладающих, в свою очередь, высокой степенью имплицитности. Конфликтность в этом случае задается функциональной неоднозначностью, когда храм, представляя собой религиозное сооружение для совершения публичных богослужений, в перерыве между службами функционирует одновременно и как пространство для частных служб и индивидуальной молитвы, и как заведение по продаже религиозно маркированной атрибутики, и иногда в качестве музейно-концертного комплекса с приоритетом досуговой функции. Дополнительным источником конфликтогенности сакрального пространства является асимметрия внутренних статусов в приходе, когда агентами религиозной социализации выступают не священнослужители или специально подготовленные катехизаторы, а пожилые женщины с превалированием суеверного поведения над богословской образованностью.Ключевые слова: православие храм сакральное пространство конфликтогенный потенциал траектория границы религиозная социализация дефицит депривация orthodoxy church sacred space confl ict potential trajectory borders religious socialization scarcity deprivation Рубрики: Социология религииСоциология девиантного поведенияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дивисенко К. С., Белов А. Э., Дивисенко О. В.В общем, воцерковлялись...: религиозная социализация в семье на материалах интервью с верующими родителями и их детьми // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 3. С. 34-40.Кублицкая Е. А.Kublitskaya E.A. Specificity of Manifestations of Religious and Confessional Identities in the Regions of Russia Sociological Monitoring) // Religions, Identities, Policies (Points of Convergence and Divergence). Book of Abstracts. Forum for religious issues of the Institute of Social sciences. Belgrade: Institute of Social sciences, 2020. P. 8-9.Подлесная М. А.Религиозная социализация старшевозрастных прихожан за рубежом // Социология религии в обществе Позднего Модерна: религия, образование, международная интеграция: сборник статей по материалам VII Междунар. науч. конф. НИУ БелГУ, 21-22 сент. 2017 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород: Центр социологических исследований НИУ БелГУ, 2018. CD-ROM. С. 93-103.Исаева В. Б., Ярошенко С.С., Дивисенко К. С.«Моя вся жизнь вокруг буддизма вертится. Буддизм, работа, дети, семья...»: биографический проект современного буддиста // Петербургская социология сегодня. 2019. Вып. 11. С. 164-177.Дивисенко К. С., Дивисенко О. В.Социальное измерение религиозности: опыт эмпирического исследования // Петербургская социология сегодня. 2017. №. 8. С. 91-110.