Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память Галиндабаева В.В.Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16.ISSN 1994-3776DOI: 10.33491/telescope2019.5-601РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41256475Размещена на сайте: 03.12.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Галиндабаева В.В. Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.Galindabaeva V.V. Concepts of historical memory of Kryashen in Tatarstan: elitists versions of history and collective memory. Teleskop zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2019, Issue 5, pp. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.АннотацияВ статье рассматривается как элиты, манипулируя разными историческими фактами, сформировали противоположные друг другу версии истории происхождения кряшен или крещеных татар в Татарстане. Автор описывает основные концепции исторической памяти кряшен, повседневные представления кряшен об истории, а также популярные версии происхождения крещеных татар, которые поддерживаются населением республики. Исследование опирается на анализ учебников по истории татарского народа, научно-популярной литературы, и СМИ, нарративы из 170 интервью и данные анкетного опроса жителей Казани. Анализ данных показывает, что на уровне массовых представлений самой популярной является версия, продвигаемая главным политическим игроком, элитой республики: кряшены появились в результате насильственного крещения татар в 16 веке. Среди кряшен распространена версия о том, что кряшены никогда не были частью татарского народа, то есть никогда не были мусульманами. Исследование показывает, что на уровне элитарного дискурса декларируется единство татарского народа и нивелируются различия между татарами и кряшенами. Однако на уровне повседневного взаимодействия такого же отношения к кряшенам со стороны татар не наблюдается.Ключевые слова: коллективная память этническая группа кряшены кряшенская проблема collective memory ethnic group kryashen kryashen problem Рубрики: ЭтносоциологияГалиндабаева В.В.Галиндабаева В.В.Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16.ISSN 1994-3776DOI: 10.33491/telescope2019.5-601РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41256475Размещена на сайте: 03.12.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Галиндабаева В.В.Галиндабаева В.В. Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.Galindabaeva V.V. Concepts of historical memory of Kryashen in Tatarstan: elitists versions of history and collective memory. Teleskop zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2019, Issue 5, pp. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.АннотацияВ статье рассматривается как элиты, манипулируя разными историческими фактами, сформировали противоположные друг другу версии истории происхождения кряшен или крещеных татар в Татарстане. Автор описывает основные концепции исторической памяти кряшен, повседневные представления кряшен об истории, а также популярные версии происхождения крещеных татар, которые поддерживаются населением республики. Исследование опирается на анализ учебников по истории татарского народа, научно-популярной литературы, и СМИ, нарративы из 170 интервью и данные анкетного опроса жителей Казани. Анализ данных показывает, что на уровне массовых представлений самой популярной является версия, продвигаемая главным политическим игроком, элитой республики: кряшены появились в результате насильственного крещения татар в 16 веке. Среди кряшен распространена версия о том, что кряшены никогда не были частью татарского народа, то есть никогда не были мусульманами. Исследование показывает, что на уровне элитарного дискурса декларируется единство татарского народа и нивелируются различия между татарами и кряшенами. Однако на уровне повседневного взаимодействия такого же отношения к кряшенам со стороны татар не наблюдается.Ключевые слова: коллективная память этническая группа кряшены кряшенская проблема collective memory ethnic group kryashen kryashen problem Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Роговая А. В.Сплоченность как фактор интеграции кавказских этнических групп (на примере Западно-Сибирского и Южно-Российского регионов) // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Сборник научных статей V Международной конференции / Отв. ред. проф. Сампиев И.М. / Назрань ООО «КЕП», 2017. — 400 с. С. 295-301.Дробижева Л. М., Кузнецов И. М.Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности // Мир России. 2000. № 4. С. 149-169.Бинеева Н. К.Проблема справедливости и доверия в межэтнических отношениях на юге России // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 484-500.Войтенко В.П., Пантелеев В. Г.Социальная справедливость в коллективных представлениях этнических групп Каснодарского края // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 6. С. 55–63.Фадеев П. В.Межэтнические установки в трудовой сфере (на примере отношения к руководителю иной национальности) // Инноватика и экспертиза: Научные труды. 2019. Вып. 1 (26). С. 177-189.