Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями Задорин И.В., Хомякова А.П.Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. №3(94). С. 161-184.ISSN 2078-5089DOI: 10.30570/2078-5089-2019-94-3-161-184Размещена на сайте: 19.12.19Текст статьи на сайте журнала URL: http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2019-3(94)-161-184.pdf (дата обращения 19.12.2019)Ссылка при цитировании:Задорин И.В., Хомякова А.П. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. №3(94). С. 161-184. DOI: 10.30570/2078-5089-2019-94-3-161-184.Zadorin I., Khomyakova A. Religious self-identification of respondents in mass surveys: what is behind declared religiosity? Politeia, 2019, Issue 3(94), pp. 161-184. DOI: 10.30570/2078-5089-2019-94-3-161-184.АннотацияВ статье представлены результаты исследования «Измерение степени ценностной солидаризации и уровня общественного доверия в российском обществе», проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН в конце 2018 — начале 2019 г. Основная цель исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций россиян, определении объединяющего потенциала разных ценностей и измерении уровня общественного доверия. Специальный раздел исследования был посвящен религиозным ценностям, что позволило соотнести религиозную самоидентификацию респондентов с их ценностными ориентациями, идеологическими установками и отношением к актуальным вопросам социальнополитической повестки дня. Полученные в ходе исследования эмпирические данные свидетельствуют о том, что декларируемая религиозность россиян зачастую носит поверхностный (номинальный), неустойчивый характер и не подтверждается ни соответствующей религиозной практикой, ни этическими воззрениями и ценностными ориентациями. Ее влияние на идеологический и политический выбор граждан минимально, и религиозные институты, похоже, не обладают серьезным потенциалом массовой политической мобилизации. По заключению авторов, общественное сознание россиян в высокой степени фрагментировано: если раньше отчетливо выделялись большие группы людей, отличающиеся целостным, логически непротиворечивым, внутренне связанным мировоззрением как неким общим комплексом идеологических взглядов (например, русский — православный — лояльный РПЦ — против абортов и т.п.), то сейчас подобной целостности нет. Идеологические построения-цепочки уже не объединяют людей в крупные общности. Общество распадается на довольно узкие и при этом очень разные по своим внутренним параметрам группы. Любое сочетание трехчетырех позиций (вопросов, ценностных идеологических конструктов) публичного дискурса делит российский социум на мелкие фрагменты.Ключевые слова: массовое сознание ценностные ориентации религиозная идентичность религия православие русская православная церковь солидаризация mass consciousness value orientations religious identity religion orthodoxy russian orthodox church solidarization Рубрики: Социология общественного мненияСоциология религииЗадорин И.В., Хомякова А.П.Задорин И.В., Хомякова А.П.Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. №3(94). С. 161-184.ISSN 2078-5089DOI: 10.30570/2078-5089-2019-94-3-161-184Размещена на сайте: 19.12.19Текст статьи на сайте журнала URL: http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2019-3(94)-161-184.pdf (дата обращения 19.12.2019)Ссылка при цитировании:Задорин И.В., Хомякова А.П.Задорин И.В., Хомякова А.П. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. №3(94). С. 161-184. DOI: 10.30570/2078-5089-2019-94-3-161-184.Zadorin I., Khomyakova A. Religious self-identification of respondents in mass surveys: what is behind declared religiosity? Politeia, 2019, Issue 3(94), pp. 161-184. DOI: 10.30570/2078-5089-2019-94-3-161-184.АннотацияВ статье представлены результаты исследования «Измерение степени ценностной солидаризации и уровня общественного доверия в российском обществе», проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН в конце 2018 — начале 2019 г. Основная цель исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций россиян, определении объединяющего потенциала разных ценностей и измерении уровня общественного доверия. Специальный раздел исследования был посвящен религиозным ценностям, что позволило соотнести религиозную самоидентификацию респондентов с их ценностными ориентациями, идеологическими установками и отношением к актуальным вопросам социальнополитической повестки дня. Полученные в ходе исследования эмпирические данные свидетельствуют о том, что декларируемая религиозность россиян зачастую носит поверхностный (номинальный), неустойчивый характер и не подтверждается ни соответствующей религиозной практикой, ни этическими воззрениями и ценностными ориентациями. Ее влияние на идеологический и политический выбор граждан минимально, и религиозные институты, похоже, не обладают серьезным потенциалом массовой политической мобилизации. По заключению авторов, общественное сознание россиян в высокой степени фрагментировано: если раньше отчетливо выделялись большие группы людей, отличающиеся целостным, логически непротиворечивым, внутренне связанным мировоззрением как неким общим комплексом идеологических взглядов (например, русский — православный — лояльный РПЦ — против абортов и т.п.), то сейчас подобной целостности нет. Идеологические построения-цепочки уже не объединяют людей в крупные общности. Общество распадается на довольно узкие и при этом очень разные по своим внутренним параметрам группы. Любое сочетание трехчетырех позиций (вопросов, ценностных идеологических конструктов) публичного дискурса делит российский социум на мелкие фрагменты.Ключевые слова: массовое сознание ценностные ориентации религиозная идентичность религия православие русская православная церковь солидаризация mass consciousness value orientations religious identity religion orthodoxy russian orthodox church solidarization Рубрики: Социология общественного мненияСоциология религииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Православная энциклопедия / Под общей редакцией Патриарха Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001-2004. 4 п.л.Руткевич Е. Д., Трофимов С.В.Ле Бра Габриэль // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 160-163.Divisenko K.S., Belov A.E., Divisenko O.V. Spiritual Well-being of Russian Orthodox and Evangelical Christians: denominational features in Orthodoxy and Evangelicalism: Contemporary Issues in Global Perspective / eds. Bradley Nassif, Tim Grass. Basel: MDPI, 2021. P. 129-143.Поташинская Н. Н.Религия и массовое сознание // ФОРУМ 2002. Время перемен». - М.: «Мысль». 2002. 1 п.л.Митрофанова А. В.Реакция православного сообщества на вызовы пандемии // Гражданственность. Культура. Религия: коллективная монография / под общ. ред и сост. А.А. Лисенковой, М.Г. Писманика и А.А. Субботиной; Перм. гос. ин-т культуры, Адм. Пермск. края. 2022. С. 179-188.