Семья как социокультурный фактор разработки и реализации образовательного маршрута для детей Прошкова З.В.Семья как социокультурный фактор разработки и реализации образовательного маршрута для детей // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2019 №3, https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. ISSN 2542-0577DOI: 10.15862/25SCSK319 РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41357104Размещена на сайте: 31.12.19Текст статьи на сайте журнала URL: https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK319.pdf (дата обращения 31.12.2019)Ссылка при цитировании:Прошкова З.В. Семья как социокультурный фактор разработки и реализации образовательного маршрута для детей // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2019 №3, https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/25SCSK319 .Proshkova Z.V. (2019). Family as a socio-cultural factor in the development and implementation of the educational route for children. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, [online] 3(10). Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK319.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/25SCSK319 .АннотацияВ статье представлен анализ влияния семьи на разработку и реализацию образовательного маршрута детей. Актуальность проблематики связана с необходимостью улучшения качества персонального и общественного человеческого капитала. Цель исследования - изучение образовательных путей семей разного типа. В проекте можно выделить теоретическую и эмпирическую части. В теоретическом разделе установлено, что в современной социологии наиболее релевантен проблематике исследования ресурсный подход. Согласно его интерпретации, семья является самым сильным фактором образовательного маршрута детей. Среди семейных ресурсов наибольшее влияние на образовательный путь детей имеют экономический, образовательный и культурный капиталы. В эмпирической части проекта проведены опросы родителей учащихся, директоров школ, сбор биографических материалов, анализ документов, анализ статистических данных и результатов всероссийских репрезентативных обследований. Реализованы лонгитюдные исследования образовательного пути методом интервьюирования семей учащихся и сбором родительских дневников. Автором представлен анализ двух образовательных маршрутов российских детей. Один из них является уходом из школы после 9 класса и поступлением в колледж. Установлено, что большая часть родителей ушедших выпускников 9 класса не имеют высшего образования, у семей нет развитого культурного ресурса. Выбор колледжа объясняется нежеланием сдавать единый государственный экзамен после 11 класса, стремлением получить среднее специализированное образование бесплатно, определившимся профессиональным выбором. Вторым подробно изученным в эмпирической части исследования образовательным маршрутом является поступление ребенка в высокорейтинговую школу, входящую в топ «500 лучших школ России». Это наиболее обдуманный образовательный план, который реализуют родители с высокими образовательными и культурными ценностями. Установлено, что вероятность обучения в высокорейтинговой школе повышает руководящая должность и высокая профессиональная квалификация отца учащегося. Эмпирической перспективой исследования являются поиск и анализ других актуальных образовательных маршрутов, предложенных семьями своим детям. Полученные выводы говорят о необходимости поддержки высокорейтинговых школ и помощи российским семьям, обеспечивающим детям прохождение образовательного пути.Ключевые слова: социология образование семья человеческий капитал культурный капитал образовательный путь высокорейтинговые школы лонгитюдные исследования опросы анализ документов sociology education family human capital cultural capital educational route top-rated schools longitudinal studies surveys document analysis Рубрики: Социология семьиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Прошкова З. В.Концепция «человеческого капитала» в изучении городских высокорейтинговых школ // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VIII междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Космачева. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 79-87.Прошкова З. В.Образовательный путь человека в биографических реконструкциях: поддержка семьи // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VIII междунар. науч. конф., 8–9 ноября 2018 г. / отв. ред. доц. М. И. Морозова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 46-50Прошкова З. В.Социально-экономическое и семейное обеспечение образовательного пути в России // Экономика и социология. 2019. № 1 (41). С. 21-25.Прошкова З. В.Образовательные ресурсы семьи в биографических историях // Личность и общество: эл.научный журнал. –2020 – №10(21). URL: https://pedjournal.com/archive/21/391 (дата обращения: 10.12.2020). DOI: 10.32743/2658-6487.2020.10.21.391Прошкова З. В.Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. №3. С. 34-41. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32SCSK322.pdf