Марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативный в социально-политической мысли России начала XX века: богостроители и В.В. Розанов ... Ноговицин О.Н.Марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативный в социально-политической мысли России начала XX века: богостроители и В.В. Розанов // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 7–23.ISSN 2587-7283DOI: 10.31119/phlog.2019.6.1Размещена на сайте: 09.01.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Ноговицин О.Н. Марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативный в социально-политической мысли России начала XX века: богостроители и В.В. Розанов // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 7–23. DOI: 10.31119/phlog.2019.6.1.Nogovitsin, O.N. (2019) Marksistskiy revolyutsionnyy messianizm i antimessianizm konservativnyy v sotsial'no-politicheskoy mysli Rossii nachala XX veka: bogostroiteli i V. V. Rozanov [Marxist revolutionary messianism and conservative anti-messianism in the social and political thought of Russia in the beginning of the 20th century: the God-builders and V. V. Rozanov], in Filosofskiy polilog: Zhurnal Mezhdunarodnogo tsentra izucheniya russkoy filosofii [Philosophical Polylogue: Journal of the International Center for the Study of Russian Philosophy], no. 2, pp. 7–23. DOI: 10.31119/phlog.2019.6.1 DOI: 10.31119/phlog.2019.6.1.АннотацияВ статье анализируются марксистский рево- люционный мессианизм и антимессианизм консервативного сознания и консервативной социально-политической мысли. Метафизи- ческий план этого столкновения имеет исто- рическое измерение – в революциях и миро- вых войнах. Этот род метафизики изначаль- но являлся своеобразной религиозной или квазирелигиозной рефлексией исторической судьбы человека – совокупного движения человечества к счастью (социализм, марк- сизм, либерализм), понимавшемуся по-раз- ному, но обязательно в форме коллективно- го действия и борьбы. Консервативное соз- нание аппелировало к разного рода нацио- нализму и мессианству, опираясь на гло- бальные исторические метанарративы, важ- нейшим из которых было христианство. Христианство вообще можно назвать источ- ником идеологии исторического мессианиз- ма, поскольку в осмыслении противостоя- ния Ветхого и Нового заветов создавались ключевые идеи консерватизма и мессианст- ва. Как образец революционно-мессианской логики рассуждения в статье рассматривает- ся теория «пропаганды» русских марксис- тов-богостроителей, образцом второго слу- жит критика Нового завета В. В. Розановым. В статье анализируются марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативного сознания и консервативной социально-политической мысли. Метафизический план этого столкновения имеет историческое измерение – в революциях и мировых войнах. Этот род метафизики изначально являлся своеобразной религиозной или квазирелигиозной рефлексией исторической судьбы человека – совокупного движения человечества к счастью (социализм, марксизм, либерализм), понимавшемуся по-разному, но обязательно в форме коллективного действия и борьбы. Консервативное сознание аппелировало к разного рода национализму и мессианству, опираясь на глобальные исторические метанарративы, важнейшим из которых было христианство. Христианство вообще можно назвать источником идеологии исторического мессианизма, поскольку в осмыслении противостояния Ветхого и Нового заветов создавались ключевые идеи консерватизма и мессианства. Как образец революционно-мессианской логики рассуждения в статье рассматривается теория «пропаганды» русских марксистов-богостроителей, образцом второго служит критика Нового завета В. В. Розановым.Ключевые слова: мессианизм марксизм политический консерватизм ветхий и новый завет богостроители м. горький а.в. луначарский в.в. розанов. messianism marxism political conservatism old testament new testament god-builders m. gorky a.v. lunacharsky v.v. rozanov Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Nogovitsin O. Russian sociopolitical thought of the beginning of the XX century and the Letter of the Testament: revolutionary messianism of God-builders and conservatism of V. V. Rozanov. Matica Srpska Journal of Slavic Studies, 2020, Vol. 97, No. 1, pp. 23–42.Ноговицин О. Н.Проект богостроительства как квази-религиозная модификация марксисткой теории действия и политическая технология // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 170-182.Иванов Н. Б., Малинов А. В., Ноговицин О. Н.Русский логос – 2: Модерн – границы контроля (Обзор международной философской конференции) // Вопросы философии. 2021. № 1. С. 203–208.Дука А. В.Марксизм и элитизм: Почему Карл Маркс не был элитистом? // Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира: материалы Третьего Всероссийского элитологического конгресса с международным участием 15-16 февраля 2019 г., Ростов-на-Дону / ред.-изд. гр. А.Ю. Шутов (руков.), О.В. Локота, А.В. Понеделков и др. [Том 1.] Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2019. С. 178-197.Мухачев В. В.«Вторая скрипка» Маркса. К 200-летию со дня рождения Фридриха Энгельса // Свободная мысль. 2020. № 5. С. 200-217.