Концептуализация социальной онтологии постгуманизма: социологические импликации



Катерный И.В.
Концептуализация социальной онтологии постгуманизма: социологические импликации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 6. - С. 13—34.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.02

Размещена на сайте: 13.01.20

Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/663/731 (дата обращения 13.01.2020)


Ссылка при цитировании:

Катерный И.В. Концептуализация социальной онтологии постгуманизма: социологические импликации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 6. - С. 13—34. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.02.
Katernyi I. V. (2019) Theorizing social ontology of posthumanism: sociological implications. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. P. 13—34. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.02. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.02.

Аннотация

В XXI веке радикальные социальные метаморфозы на стыке рефлексивной модернизации и технологической революции ведут к изменению базовых онтологических и аксиологических констант человеческого развития и конституированию новой исторической ситуации, известной под названием   «постгуманизм» (К. Вольф, Р. Браидотти и др.). Такие социальные явления как трансенция, десекуритизация, морфологическая свобода, плоская онтология и др., рассмотренные в статье, трактуются как основания для переосмысления базовых категорий гуманизма и социологии как  части гуманитарного проекта. Постгуманизм конституируется вокруг трех основных метаморфоз: (а) изменений биологической природы человека и его социальной идентичности, (б) качественных сдвигов в природе человеческого общества и (в) трансформаций в природе социальных и биосоциальных процессов. Важнейшей стороной постгуманизма с социологической точки зрения является то, что он элиминирует примордиальные аскриптивные различения  между «мужским» и «женским», «человеческим» и «не-человеческим», «естественным и искусственным», «физическим и нефизическим», выводя на авансцену постчеловеческие номадические агентивы, включающие в себя человеческие палимпсесты, цифровые эпистемические объекты, андроиды, искусственный интеллект, животные и эмбрионы, клоны, природные явления и физические объекты. На основе понятия диспозитива М.Фуко автор анализирует некоторые социальные последствия Четвертой индустриальной революции, включая цифровизацию и развитие робототехники как примеров постгуманизации человека и общества. Смещая витрувианского человека с пьедестала эволюции, постгуманизм раздвигает границы социальности до предела,  превращая социальное в единственную реальность, а социологию делая фундаментальной наукой.  В конце статьи ставится вопрос о необходимости осмысления морально-этических сторон постгуманизма. Для этого автор апеллирует к коммуникативной этике дискурса (К.-О. Апель) и классическому идеалу хорошо информированного гражданина (А.Шюц).

Ключевые слова:

гуманизм постгуманизм социальное ускорение морфологическая свобода плоская онтология пост-правда четвертая индустриальная революция humanism posthumanism posthuman social acceleration morphological freedom flat ontology post-truth fourth industrial revolution

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: