Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации



Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю.
Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4 (22). С. 36-59.
ISSN 2312-7899
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-36-59
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41528294

Размещена на сайте: 20.01.20

Текст статьи на сайте журнала URL: https://praxema.tspu.edu.ru/archive.html?year=2019&issue=4&article_id=7580 (дата обращения 20.01.2020)


Ссылка при цитировании:

Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4 (22). С. 36-59. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-36-59 .
Rebellious Man, be Visible, or Perish! Visualization of the Semantics of Protest Communication in social Networks. ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, 2019, Issue 4 (22), pp. 36-59. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-36-59 .

Аннотация

Современную эпоху можно по праву назвать эпохой критики. Любое решение или достижение, прежде всего политиков и предпринимателей (но не в последнюю очередь и ученых, конструкторов, архитекторов, литераторов и даже людей искусства), сопровождается протестом или подвергается критике. Они или поражают в правах, или угрожают экологии, или повреждают культурную, гендерную, национальную или религиозную «идентичности». При этом протест должен быть представлен в яркой и визуализированно доступной форме. Протестный лозунг должен получить дополнительное символическое уточнение (или расширение). Символы могут быть понятны или требовать мыслительных усилий (вспомним здесь новосибирские монстрации); при том, что оба условия никак не вредят общей прозрачности протестной функции. Сложным для восприятия электората партийным программам, принимаемым и реализуемым посредством комплексных механизмов согласования интересов и решений, они противопоставляют метафорически закодированный видеоряд. Его раскодировка не представляет сложности («anything goes») и обеспечивает общее понимание и единство протестующих (или его иллюзию, что в целом не меняет дела). Ведь протестующих и критиков социального порядка обобщает уже сам процесс раскодирования, которое и генерирует так называемую интерсубъективность, основанную на признании общей и символически выраженной ценности, концептуализация которой лишь разъединила бы участников. Символическая визуализация объединяющих ценностей протеста (прежде всего общего неприятия страданий и поражения в правах) и ее раскодировка одновременно компенсируют или являются функциональным эквивалентом (все еще отсутствующего у протестной коммуникации) символического средства коммуникации - гарантированного средства достижения коммуникативного успеха, символа, распоряжение которым обеспечивал бы любому участнику протестной коммуникации акцептацию его запроса на контакт. Такие коммуникативно-обобщающие символы или медиа (власть, истина, деньги, вера) находятся в распоряжении классических макросистем (политики, науки, хозяйства, религии), что позволяет этим системам решать главную коммуникативную проблему - обеспечивать коллективные действия и согласовывать (или маскировать под такое согласование) общие интересы и решения. Протест, напротив, в значительной степени распылен на ряд важнейших, но гетерогенных тем, обсуждение которых, безусловно, интегрирует сообщества и придает системность этим коммуникациям в виде институциализировавшихся видов движений (феминизм, экологизм, антиглобализм и т. д.). Однако в конкуренции с системнокоммуникативным истеблишментом (прежде всего в конкуренции с политической и хозяйственной системой) отсутствие обобщающего символа, конечно, не является конкурентным преимуществом. В нашей статье мы рассмотрим, какие коммуникативно-символические ресурсы в интернет-сетевую эпоху смогла развить в себе протестная коммуникация в качестве функциональной компенсации его тематической раздробленности и ввиду отсутствия у нее единого обобщающего символа.

Ключевые слова:

визуализация протестной коммуникации системно-коммуникативный подход активизм социальные сети visualization of protest communication system-communicative approach activism social networks

Рубрики:

Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации: