Теория и методика социальной работы : учебник Фирсов М.В., Шимановская Я.В., Черникова А.А.Теория и методика социальной работы : учебник / М.В. Фирсов, Я.В. Шимановская, А.А. Черникова. — Москва : КНОРУС, 2020. — 290 с. — (Среднее профессиональное образование).ISBN 978-5-406-07600-2 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41117872Размещена на сайте: 25.03.20 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Фирсов М.В., Шимановская Я.В., Черникова А.А. Теория и методика социальной работы : учебник / М.В. Фирсов, Я.В. Шимановская, А.А. Черникова. — Москва : КНОРУС, 2020. — 290 с. — (Среднее профессиональное образование).АннотацияРаскрывает основные подходы к теории и методам социальной работы, которые сложились в современном познании. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Для подготовки студентов среднего профессионального образования, обучающихся по группе направлений «Социология и социальная работа», социальных работников и специалистов в области социальных проблем.Ключевые слова: теория и методы социальной работы социология социальная работа социальные работники theory and methods of social work sociology social workers Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление Введение........................................................................................................... 10 Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................. 10 1.1. Институционализация профессиональной практики социальной работы..................................................... 10 1.1.1. Становление теоретических и практических подходов к профессиональной социальной работе............ 11 1.1.2. Сословно-сетевые технологии помощи.............................. 12 1.1.3. Профессиональная помощь и поддержка в ХХ веке.......... 16 1.1.4. Векторы развития социальной работы в XXI веке.............. 21 Выводы............................................................................................. 27 Вопросы и задания........................................................................... 27 Литература....................................................................................... 28 1.2. Теоретические основания социальной работы............................. 29 1.2.1. Оформление теоретических концептов .и практических моделей .в зарубежной социальной работе..................................... 29 1.2.2. Особенности становления отечественной теории .социальной работы на рубеже ХХ —..XXI веков................. 36 1.2.3. Теоретические подходы и практические .модели социальной работы.............................................. 41 1.2.4. Взаимосвязь теоретических подходов .и моделирование практических .интервенций в социальной работе................................... 48 Выводы............................................................................................. 50 Вопросы и задания........................................................................... 50 Литература....................................................................................... 51 1.3. Подходы к интервенциям в теории социальной работы............... 51 1.3.1. Институционализация интервенций в практике социальной работы........................................ 52 1.3.2. Интервенции в контексте концептов .«процесса» в теории социальной работы.......................... 55 1.3.3. Современная типология интервенций .в теории социальной работы............................................ 62 Выводы............................................................................................. 80 Вопросы и задания........................................................................... 80 Литература....................................................................................... 81 1.4. Биопсихосоциальные траектории развития человека в контексте жизненного цикла..................................... 81 1.4.1. Теоретические подходы к жизненному циклу человека...... 82 1.4.2. Научные подходы к биологическим .траекториям развития человека.................................... 83 1.4.3. Научные осмысления психологических .траекторий развития человека......................................... 92 1.4.4. Социальные траектории развития человека...................... 98 Выводы........................................................................................... 102 Вопросы и задания......................................................................... 103 Литература..................................................................................... 103 1.5. Функциональные ограничения человека в социальном познании............................................ 103 1.5.1. Философские подходы к инвалидности........................... 104 1.5.2. Социологические подходы к феномену инвалидности................................................................ 109 1.5.3. Психологические подходы к инвалидности......................112 1.5.4. Интегративные подходы к инвалидности.........................118 Выводы........................................................................................... 120 Вопросы и задания......................................................................... 121 Литература..................................................................................... 121 1.6. Жизненный цикл семьи в контексте проблемных подходов в теории социальной работы.................................................... 122 1.6.1. Семья как научное понятие............................................ 122 1.6.2. Функции семьи как социального института.................... 125 1.6.3. Подходы к типологии семьи............................................127 1.6.4. Семья в контексте познания .теории социальной работы............................................. 129 1.6.5. Концепты жизненного цикла семьи в теории социальной работы.......................................... 135 1.6.6. Психосоциальные проблемы семьи в контексте жизненного цикла......................................................... 139 Выводы........................................................................................... 150 Вопросы и задания......................................................................... 151 Литература..................................................................................... 151 Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ....................... 152 2.1. Общая модель технологии социальной работы.......................... 152 2.1.1. Теоретические основания общей модели технологии социальной работы........................................................ 153 2.1.2. Первичный контакт с клиентом...................................... 159 2.1.3. Оценка в общей модели технологии социальной работы........................................................ 162 2.1.4. Процесс планирования в общей .модели технологии социальной работы.......................... 168 2.1.5. Процесс реализации интервенций................................. 170 2.1.6. Оценивание в общей модели социальной работы.............175 2.1.7. Заключительные этапы работы с клиентом......................177 Выводы............................................................................................177 Вопросы и задания..........................................................................178 Литература......................................................................................178 2.2. Социальные модели технологии социальной работы................. 179 2.2.1. Философия социальных технологий в агентствах............. 179 2.2.2. Особенности оценки в социальных агентствах................ 184 2.2.3. Основные социальные модели технологии социальной работы...................................... 195 Выводы........................................................................................... 203 Вопросы и задания......................................................................... 203 Литература..................................................................................... 204 2.3. Социально-педагогические технологии в социальной работе........................................... 204 2.3.1. Базовые ценности технологии .социально-педагогической работы................................. 204 2.3.2. Технология индивидуальной .социально-педагогической работы с детьми................... 209 2.3.3. Групповая социально-педагогическая .работа с детьми и подростками................................. 223 2.3.4. Социально-педагогические .технологии работы с молодежью.................................... 231 Выводы........................................................................................... 236 Вопросы и задания......................................................................... 236 Литература..................................................................................... 237 2.4. Психосоциальные технологии в социальной работе.................. 237 2.4.1. Институционализация психосоциальной .технологии социальной работы...................................... 238 2.4.2. Специфика оценки в психосоциальной модели социальной работы........................................................ 244 2.4.3. Общая модель технологии .психосоциальной работы............................................... 251 Выводы........................................................................................... 254 Вопросы и задания......................................................................... 254 Литература..................................................................................... 254 2.5. Кросскультурные технологии в социальной работе.................... 255 2.5.1. Проблемы институционализации кросскультурных .подходов в технологиях социальной работы.................... 255 2.5.2. Особенности оценки в технологии .кросскультурной социальной работы.............................. 258 2.5.3. Технологии кросскультурной терапии в социальной работе........................................................................... 267 2.5.4. Специальные кросскультурные .технологии терапии в социальной работе....................... 273 Выводы........................................................................................... 287 Вопросы и задания......................................................................... 287 Литература..................................................................................... 288Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Фирсов М.В., Лельчицкий И.Д., Черникова А. А., Ивлева С.А.Основные тенденции развития социальной работы в период постмодернизации: динамика с 2004-го по 2019 гг. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 4 (61). С. 141-150.Фирсов М.В., Лельчицкий И.Д., Черникова А. А.Тридцать лет социальной работе в России: от постмодернизма до пост-модернизации (советский премодернизм) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 2 (59). С. 205-218.Фирсов М.В., Лельчицкий И.Д., Черникова А. А., Ивлева С.А.Оформление профессиональной социальной работы в контексте дискурсов постмодернизма: оценка динамики с 1991-го по 2000 гг. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 262-273.Корнилова М. В.Социальные работники о проблемах в новых условиях труда: социологический анализ // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 113-122.Черникова А. А.Жизненные стратегии иностранных обучающихся в российском вузовском сообществе // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20. № 1 (138). С. 186-194.