(2018) Наследие Карла Маркса в XXI веке: о чем мы говорим? Журнал социологии и социальной антропологии, 21(5): 7–23 Чепуренко А.Ю.(2018) Наследие Карла Маркса в XXI веке: о чем мы говорим? Журнал социологии и социальной антропологии, 21(5): 7–23.ISSN 1029-8053DOI: 1031119/jssa.2018.21.5.2РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41535290Размещена на сайте: 25.03.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2018_5/Chepurenko_2018_5.pdf (дата обращения 25.03.2020)Ссылка при цитировании:Чепуренко А.Ю. (2018) Наследие Карла Маркса в XXI веке: о чем мы говорим? Журнал социологии и социальной антропологии, 21(5): 7–23. DOI: 1031119/jssa.2018.21.5.2.Chepurenko A. (2018) Naslediye Karla Marksa v XXI veke: o chem my govorim? [The heritage of Karl Marx in the 21st century: what are we speaking about?]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 21(5): 7–23 (in Russian). https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.5.1 DOI: 1031119/jssa.2018.21.5.2.АннотацияДается обзор новых возможностей для анализа социологических взглядов К. Маркса в связи с публикацией его рукописей, выписок и эпистолярного наследия в академическом Полном собрании сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (MEGA). Показано, что в рукописях и первоначальных вариантах «Капитала» содержится ряд важных для интерпретации социологических идей Маркса (товар как собственная предпосылка капитала; частная собственность как всего лишь юридическая оболочка буржуазных экономических отношений; логика и этапы технологического развития на основе капитала и др.), получивших лишь фрагментарное отражение в «Капитале». Несмотря на попытки «популяризации» теории в прижизненных изданиях «Капитала», он оказался слишком сложным, поэтому важную роль впоследствии играли в основном популярные его интерпретации. На их базе сформировались как исторический материализм, так и его критика. После выхода первого тома (1867) Маркс предпринимал попытки завершить «Капитал», варианты второй и третьей книг показывают, что ему были ясны основные теоретические проблемы (анализ воспроизводства всего общественного капитала и объяснение средней нормы прибыли на основе трудовой теории стоимости), но решить их до конца на основе своей теории стоимости он так и не сумел. В последний период жизни Маркс скупо делился творческими планами даже с ближайшими друзьями; многие важные его идеи оказались не поняты и Энгельсом, внесшим свой вклад в становление ортодоксального «материалистического понимания истории».Ключевые слова: маркс наследие социология marx collected works of karl marx and frederick engels in the original languages (mega) sociology Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Malinkin A.N. Phenomenological Enthymeme in Voloshinov’s Marxist Sociology of Poetics, as Seen in “Discourse in Life and Discourse in Poetry”. Social Sciences. Volume 53, Number 3, July-September, 2022. P. 101-121.Дука А. В.Марксизм и элитизм: Почему Карл Маркс не был элитистом? // Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира: материалы Третьего Всероссийского элитологического конгресса с международным участием 15-16 февраля 2019 г., Ростов-на-Дону / ред.-изд. гр. А.Ю. Шутов (руков.), О.В. Локота, А.В. Понеделков и др. [Том 1.] Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2019. С. 178-197.Gofman, Alexandre. Les Classiques écrivent les lettres: le genre épistolaire en histoire de la pensée sociologique // La Sociologie en toutes lettres. L’histoire de la discipline à travers les correspondances. Vannier, Patricia (dir.). Toulouse, Presses Universitaires du Midi, 2020. (Collection “Socio-logiques”). P. 233-244.Малинкин А. Н.С.Л. Франк о духовно-нравственных предпосылках марксизма и подлинных истоках русской революции // Вестник культурологии. – 2024. – № 1 (108). – С. 94–111. Гофман А. Б.Справедливость как социологическая идея: от классики к современности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2017. Т. 19. Вып. 1-2. (93-94). С. 65-79.