Необходимость, сценарии и варианты реформирования российского научного комплекса Семенов Е.В.Необходимость, сценарии и варианты реформирования российского научного комплекса // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 2-3. С. 215–246.ISSN 1999-5431DOI: НЕТРИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11714497Размещена на сайте: 25.05.20Текст статьи на сайте журнала URL: https://vgmu.hse.ru/data/2010/12/31/1208182944/215-246_Semenov_Nesessary.pdf (дата обращения 25.05.2020)Ссылка при цитировании:Семенов Е.В. Необходимость, сценарии и варианты реформирования российского научного комплекса // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 2-3. С. 215–246. DOI: НЕТ.Semenov E. (2007) Neobkhodimost', stsenarii i varianty reformirovaniya rossiyskogo nauchnogo kompleksa [The necessity, scenarios and options of the Russian academic community reforming]. Public Administration Issues, no 2-3, pp. 215-246 (in Russian) DOI: НЕТ.АннотацияПосле краха советской административной системы и распада Советского Союза российский научный комплекс одномоментно оказался в сильно изменившихся обстоятельствах. Как теперь видно, он не был готов к функционированию в новых рыночных условиях. Российская наука оказалась и низко адаптивной, и мало способной к развитию в непривычной для нее среде, вследствие чего она переживает в последние полтора десятилетия процесс прогрессирующей системной деградации, которую чаще всего характеризуют как кризис, но иногда и как катастрофу. еградация научного комплекса страны имеет массу видимых проявлений – от старения кадров до обветшания оборудования. Она проявляется также в невостребованности науки, в утрате ею привлекательного социального статуса, в резком материальном и социальном ослаблении ранее благополучной профессиональной группы научных работников, в утрате учеными перспективы и смысла своей работы, в разрушении этоса науки, в массовом исходе из науки (отчасти из страны) значительной части наиболее дееспособных ученых, в снижении профессионального уровня оставшихся работать в российских научных организациях, в отсутствии притока молодежи и т.д. В современном российском обществе есть две социальные силы, твердо знающие чего они хотят. Это – чиновничество и предприниматели. Конечно, есть и зачатки гражданского общества, но оно, к сожалению, является скорее фоном для этих исторических персонажей, чем самостоятельным субъектом драмы. На поле науки наблюдается то же самое. Есть государственное чиновничество и предприниматели со своими интересами и видением научно-технического развития. Есть научная аристократия и бюрократия (самоназвание: «научная элита», или «элита научного сообщества») – фактически номенклатурное сословие с собственными специальными интересами. И есть, наконец, научное сообщество, не «элита», а собственно научное сообщество, состоящее из ученых, производящих научное знание. Можно выделить четыре вполне оформившиеся идеологии развития науки в России, отражающие позиции основных действующих на этом поле и имеющих заинтересованную и осмысленную позицию по отношению к фундаментальной науке социальных сил, делающих акцент либо на сохранении, либо на использовании, либо на развитии научного потенциала. Можно выделить четыре вполне оформившиеся идеологии развития науки в России, отражающие позиции основных действующих на этом поле и имеющих заинтересованную и осмысленную позицию по отношению к фундаментальной науке социальных сил, делающих акцент либо на сохранении, либо на использовании, либо на развитии научного потенциала. Опасна для страны и науки лишь комбинация идеологий «сохранения» и «использования», «монополии» и «управляемости», то есть союз чиновничества и научной номенклатуры, поскольку первое все еще порой принимает последнюю действительно за элиту научного сообщества, а то и вовсе за само научное сообщество, по старинке часто именуемое «научной общественностью». Этот вариант «государственной» научной политики является совершенно тупиковым. Продолжающееся инерционное развитие неизбежно ведет к углублению деградации российской науки. Преодоление инерции является абсолютной необходимостью. Реформа науки жизненно важна и необходима.Ключевые слова: реформа российской науки научный комплекс управление наукой reform of russian science scientific complex science governance Рубрики: Социология наукиСоциология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Семенов Е. В.Концептуальные основы государственной научной политики в постсоветской России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. Т. 3. № 1. С. 12–37.Семенов Е. В.Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы // Информационное общество. 2006. № 1-2. С. 44-59.Семенов Е. В.Опыты с ручным управлением научно-технологическим комплексом в постсоветской России // Наука. Инновации. Образование. 2013. № 13. С. 7-32.Семенов Е. В.Наука для России: контуры зрелой научно-технологической политики // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2021. – Ч. 1. С. 882-886.Семенов Е. В.Российский выбор: либо информационное общество и современная наука, либо архаичная наука и отсталая страна // Наука. Инновации. Образование. 2009. №8. С. 197-214.