Хайдеггер как литературный персонаж. Часть I



Коваль О.А., Крюкова Е.Б.
Хайдеггер как литературный персонаж. Часть I // Антиномии. 2020. Т. 20. Вып. 1. С. 7–34.
ISSN 2686-7206
DOI: 10.24411/2686-7206-2020-10101
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42652735

Размещена на сайте: 30.06.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://yearbook.uran.ru/arkhiv/151-publikatsii/vypusk-2020-1;%20https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42652735_38815438.pdf (дата обращения 30.06.2020)


Ссылка при цитировании:

Коваль О.А., Крюкова Е.Б. Хайдеггер как литературный персонаж. Часть I // Антиномии. 2020. Т. 20. Вып. 1. С. 7–34. DOI: 10.24411/2686-7206-2020-10101 .
Koval O.A., Kriukova E.B. Khaydegger kak literaturnyy personazh. Ch. I [Heidegger as a fictional character. Pt. I], Antinomii=Antinomies, 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 7-34. DOI 10.24411/2686-7206-2020-10101. (in Russ.) DOI: 10.24411/2686-7206-2020-10101 .

Аннотация

Работа посвящена литературной рецепции наследия Мартина Хайдеггера, одного из наиболее авторитетных мыслителей ХХ в., чьи жизнь и творчество до сих пор вызывают пристальный интерес как профессионального сообщества, так и самой неангажированной аудитории. После обнародования «Черных тетрадей» сотрудничество Хайдеггера с нацистской властью в 1933 г. больше не кажется досадным эпизодом, который можно списать на политическую близорукость. Зависимость хайдеггеровских взглядов от коллективных умонастроений и общественных предрассудков – задолго до того, как стать предметом философского разбирательства, – попадает в фокус внимания писателей и поэтов. В калейдоскопе литературных произведений, освещаемых в статье, личность философа раскрывается порой весьма неожиданным образом. С одной стороны, ставшие привычными идеи и понятия фундаментальной онтологии приобретают в художественном преломлении новое звучание и оригинальное критическое осмысление. С другой стороны, и факты биографии Хайдеггера органично включаются в общий контекст литературной рефлексии, не склонной проводить различие между поступками и теориями. Репрезентируемая данной статьей первая часть работы преследует несколько целей: 1) обосновать правомерность искусства слова выносить суждения о сложных философских построениях – на материале текстов, где присутствуют реминисценции известных хайдеггеровских тем (привлекаются сочинения С. Лема, С. Беллоу, Ж. Амери, Ж.-П. Сартра, О. Паса, Г. Бенна, Р. Кено, Б. Грабала, Т. Ружевича); 2) воспроизвести биографический срез философии Хайдеггера через призму различных литературных опытов (К. Магрис, А. Скидан, Х. Семпрун, Д. Бартельми), ретроспективно охватывая период его жизни с момента рождения до получения должности ординарного профессора во Фрайбургском университете; 3) продемонстрировать эпистемологический ресурс изящной словесности, которая, совмещая в едином нарративном спектре ментальное, вербальное, темпоральное, а также интерсубъективное и политическое измерения, дает не только многоплановый портрет мыслителя в культурно-исторических декорациях его эпохи, но и представление об изменениях общего духовного климата, вызванных социальными сдвигами в послевоенном мире.Ключевые слова: искусственный интеллект, гностицизм, информация, смыслообразование, коммуникация, компьютерное моделирование, трансценденция, категорический императив, творчество, самопознание, цифровая реальность

Ключевые слова:

хайдеггер литературный персонаж художественная литература философия нарратив интертекст heidegger literary character fiction philosophy narrative intertext

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: