Актуальные проблемы динамики русской науки Яницкий О.Н.Актуальные проблемы динамики русской науки // Общественные науки и современность. 2020. № 4. С. 107-117.ISSN 0869-0499DOI: 10.31857/S086904990010753-0Размещена на сайте: 21.09.20 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Яницкий О.Н. Актуальные проблемы динамики русской науки // Общественные науки и современность. 2020. № 4. С. 107-117. DOI: 10.31857/S086904990010753-0.Yanitsky O. (2020). The Actual Problems of Russian Science. Obshchestvennye nauki i sovremennost (4), pp. 107-117 DOI: 10.31857/S086904990010753-0 DOI: 10.31857/S086904990010753-0.АннотацияСтатья посвящена актуальным проблемам российской науки в свете происходивших ранее и идущих сегодня ее трансформаций. Опираясь на анализ научной литературы, характер отражения ее динамики в СМИ, а также на свой пятидесятилетний опыт научного работника, я пришел к следующим выводам. Первое: разрыв между результатами научного исследования и его освещением и интерпретацией в СМИ все время увеличивался. Второе: большинство российских научных школ продолжает развиваться в монодисциплинарном ключе, тогда как мировая наука, хотя и медленно, но неуклонно обретает междисциплинарный характер. Третье: сохраняется временно́й разрыв между научными открытиями и их освоением в ходе учебных процессов в средней и высшей школе, а также на производстве. Четвертое: такая сильная сторона процесса освоения новых знаний обществом, как их популяризация, развитая в советское время, сегодня практически исчезла, превратившись в беглое ознакомление населения с новейшими открытиями, что называется "на пальцах". Пятое: оптимальный и наиболее эффективный способ освоения молодежью новых знаний посредством триады "наука–обучение–практическое их освоение" в ходе решения конкретных социальных проблем фактически был заменен на срочное и частичное переобучение в научном учреждении или на предприятии. Шестое: сегодня отдельным ученым с огромным трудом удается реанимировать связь "научное открытие – социальная практика", к развитию которой призывали и М. Ломоносов, и В. Вернадский, и П. Капица, и другие выдающиеся российские ученые XVII–XX вв. Седьмое: у современной науки и СМИ – разные социальные ориентации и языки общения, поэтому прямая трансляция нового знания в общество через СМИ невозможна. Восьмое: увеличивается разрыв между растущим интересом современного глобального сообщества к "технонауке" и утерей его внимания к биологическим и социальным последствиям этого процесса, что и проявилось в современной критической ситуации пандемии.Ключевые слова: глобализация критическая ситуация наука образование пандемия популяризация сми триада «наука–обучение–социальная практика» россия critical situation education globalization mass-media pandemia popularizing science «science-education-social practice» triad russia Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Yanitsky O.N., Basheva O.A., Mastikova N.S. New Global Critical Situation: How to Cope With It? International Journal of Research in Sociology and Anthropology (IJRSA), 2020. Vol. 6, Issue 1, pp. 31-36.Yanitsky O.N. New Critical Phase of Current Globalization [Электронный ресурс] // Официальный портал ФНИСЦ РАН. – 2020. – 7 стр. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=7866Яницкий О. Н.Общество и индивид в информационной среде // Вопросы теоретической экономики. 2020. №2. С. 99–110.Яницкий О. Н.The Case of Biologically-Constructed Human Ecology [Электронный ресурс] // Официальный портал ФНИСЦ РАН. – 2020. – 8 стр. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=7922Яницкий О. Н.Восстановление и развитие общества после пандемии [Электронный ресурс] // Официальный портал ФНИСЦ РАН. – 2020. – 8 стр. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=7981