Образы Екатерины II в Постсоветском Татарстане: эби патша, великая императрица и проданная Аляска Галиндабаева В.В.Образы Екатерины II в Постсоветском Татарстане: эби патша, великая императрица и проданная Аляска // Журнал фронтирных исследований. 2020. Т. 5. № 3. С. 12–31.ISSN 2500-0225DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43953767Размещена на сайте: 30.09.20Текст статьи на сайте журнала URL: https://jfs.today/index.php/jfs/article/view/200/210 (дата обращения 30.09.2020)Ссылка при цитировании:Галиндабаева В.В. Образы Екатерины II в Постсоветском Татарстане: эби патша, великая императрица и проданная Аляска // Журнал фронтирных исследований. 2020. Т. 5. № 3. С. 12–31. DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200.Galindabaeva V. Images of Catherine the Second in the Post-Soviet Tatarstan: Ebi Patsha, the Great Empress and Sold Alaska. Journal of Frontier Studies, 2020, No 3, pp. 12–31. DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200 DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200.АннотацияЕкатерина II – это единственный правитель Российской империи, чей образ наделен наиболее положительными чертами в публичном пространстве постсоветского Татарстана. Память о ней закрепляется с помощью различных коммеморативных форм: ей посвящают памятники, экспозиции, художественные произведения, спектакли. На основе анализа экспертных интервью, научно-популярных изданий и статей в СМИ, мы реконструируем основные версии истории правления Екатерины II, которые продвигаются в регионе. На базе интервью и массового опроса показываем, как оценивается и интерпретируется образ Екатерины II обычными жителями Татарстана. Региональная политика памяти представляет эпоху Екатерины как время расцвета, которое наступило после упадка, падения Казанского ханства. Однако это время представляется как относительно благоприятное для татар, потому что татарский народ был лишен права на свою государственность. Образ Екатерины II в массовых представлениях жителей Татарстана менее противоречив. Её деятельность оценивается однозначно положительно. Влияние коммуникативной памяти и общего российского контекста приводят к тому, что обыватели считают значимыми события, которых нет в дискурсе национального движения.Ключевые слова: татарстан историческая память национальная история политика памяти идеология екатерина великая tatarstan historical memory national history memory policy ideology catherine the great Рубрики: Социология культурыГалиндабаева В.В.Галиндабаева В.В.Образы Екатерины II в Постсоветском Татарстане: эби патша, великая императрица и проданная Аляска // Журнал фронтирных исследований. 2020. Т. 5. № 3. С. 12–31.ISSN 2500-0225DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43953767Размещена на сайте: 30.09.20Текст статьи на сайте журнала URL: https://jfs.today/index.php/jfs/article/view/200/210 (дата обращения 30.09.2020)Ссылка при цитировании:Галиндабаева В.В.Галиндабаева В.В. Образы Екатерины II в Постсоветском Татарстане: эби патша, великая императрица и проданная Аляска // Журнал фронтирных исследований. 2020. Т. 5. № 3. С. 12–31. DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200.Galindabaeva V. Images of Catherine the Second in the Post-Soviet Tatarstan: Ebi Patsha, the Great Empress and Sold Alaska. Journal of Frontier Studies, 2020, No 3, pp. 12–31. DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200 DOI: 10.46539/jfs.v5i3.200.АннотацияЕкатерина II – это единственный правитель Российской империи, чей образ наделен наиболее положительными чертами в публичном пространстве постсоветского Татарстана. Память о ней закрепляется с помощью различных коммеморативных форм: ей посвящают памятники, экспозиции, художественные произведения, спектакли. На основе анализа экспертных интервью, научно-популярных изданий и статей в СМИ, мы реконструируем основные версии истории правления Екатерины II, которые продвигаются в регионе. На базе интервью и массового опроса показываем, как оценивается и интерпретируется образ Екатерины II обычными жителями Татарстана. Региональная политика памяти представляет эпоху Екатерины как время расцвета, которое наступило после упадка, падения Казанского ханства. Однако это время представляется как относительно благоприятное для татар, потому что татарский народ был лишен права на свою государственность. Образ Екатерины II в массовых представлениях жителей Татарстана менее противоречив. Её деятельность оценивается однозначно положительно. Влияние коммуникативной памяти и общего российского контекста приводят к тому, что обыватели считают значимыми события, которых нет в дискурсе национального движения.Ключевые слова: татарстан историческая память национальная история политика памяти идеология екатерина великая tatarstan historical memory national history memory policy ideology catherine the great Рубрики: Социология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Мацкевич М. Г.Историческая память о Второй мировой войне: как трансформируется образ стран-участниц // Социодиггер. 2022. Т. 3. № 12 (23). С. 40-46.Boris Kolonitskii et Maria Matskevich, «Память о «неиспользованном» юбилее 100-летие революции в восприятии жителей России», Revue des études slaves, XC 1-2 | 2019, 17-29. DOI : 10.4000/res.2793Kołonicki, B., Mackiewicz, M. Idle Memory? The 1917 Anniversary in Russia. In: Circles of the Russian Revolution: Internal and International Consequences of the Year 1917 in Russia/ Ed. by B.Gajos, Ł.Adamski. L. : Routledge, 2019. Ch.15.Kolonitski, Boris; Matskevitch, Maria. Passado imprevisível em um tempo imprevisível: O centenário da Revolução de 1917 na Rússia contemporânea. RUS (São Paulo), São Paulo, v. 8, n. 10, p. 81 - 99, dec. 2017. (на португальском языке)Бараш Р. Э.Семейная история и семейная память в России 2020-х годов // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2023. № 4 (111). С. 141–162.