Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН) Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г.Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - №2. - C. 292-306. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42952333Размещена на сайте: 08.12.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/23871 (дата обращения 08.12.2020)Ссылка при цитировании:Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г. Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - №2. - C. 292-306. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306.Puzanova Z.V., Narbut N.P., Larina T.I., Tertyshnikova A.G. Typology of historical memory about the World War II: Methodological aspects of the study (on the example of the RUDN students) // RUDN Journal of Sociology. - 2020. - Т. 20. - №2. - C. 292-306. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306.АннотацияИзучение массового сознания - одна из наиболее актуальных социологических проблем. Историческая память выступает частью массового сознания и очевидно, что историческая память об одном и том же событии будет иметь специфику в зависимости от социума. Память о Второй мировой войне в настоящий момент выступает объектом манипулирования со стороны политических сил в разных странах с целью изменить общественное мнение в пользу заинтересованных сторон. Особенно таким манипуляциям подвержена молодежь. Студенческая молодежь к тому же является реактивной силой общества и может впоследствии воспринятые влияния перевести в действия. Изучение исторической памяти, которой обладает интернациональное студенчество, дает уникальную возможность получить представления о взглядах на Вторую мировую войну в масштабе всего мира и создать их типологию. В статье приводится вариант типологии исторической памяти, основанный на классической структуре социальной установки и состоящий из аффективного (взгляды на справедливость итогов войны), когнитивного (знания основных вех войны) и поведенческого компонентов (знание и посещение памятных мероприятий по случаю окончания войны и наличие семейных историй). Всего выделено девять типов исторической памяти. Самый большой процент респондентов обладает эмоционально-историческим типом памяти, формально-историческим и «беспамятством». Если не учитывать «беспамятство», доля которого ниже среди российских студентов, у иностранных студентов преобладают эмоционально-исторический и формально-исторический типы памяти, а среди российских студентов - формально-исторический и ценностно-исторический типы. В статье показано, как был выделен каждый тип памяти. В этом смысле она может быть полезна методологам и специалистам в области социологии истории.Ключевые слова: вторая мировая война историческая память российские студенты иностранные студенты реконструкция истории фальсификация истории world war ii historical memory russian students foreign students reconstruction of history falsification of history Рубрики: История и теория социологииСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Мацкевич М. Г.Историческая память о Второй мировой войне: как трансформируется образ стран-участниц // Социодиггер. 2022. Т. 3. № 12 (23). С. 40-46.Широкалова Г. С.Мы и Они: проблемы самоидентификации поколений и народов // Трансформации общественного сознания в переходную эпоху [Электронный ресурс]: Материалы международной научно-практической конференции 21–22 апреля 2021 г. Т. 1. Макроконтексты / Под. ред. И.А. Савченко, Ю.В. Козловой, Н.А. Агеевой. Электронные текстовые данные (1,33 МБ). Н. Новгород: НГЛУ, 2022. С. 176-182.Пронина Е. И.Великая Отечественная война в представлениях старшеклассников // Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне: коллективная монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. — C. 311-323.Пронина Е. И.Из чего складываются мнения и сомнения студентов среднего профессионального образования // Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне: коллективная монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. — C. 323-335.Васильев И.Ю., Мацкевич М. Г.Сопротивление советских военнопленных в нацистских концлагерях и центрах уничтожения как место памяти // Сопротивление советских военнопленных в нацистских концентрационных лагерях и центрах уничтожения: история и память / С. Аристов, И. Васильев, М. Мацкевич, М. Эдельштейн. – М. : Политическая энциклопедия, 2022. – С. 211-271.