Музеификация травматического прошлого в Южной Африке: конкуренция нарративов Митрофанова А.В., Богатова О.А.Музеификация травматического прошлого в Южной Африке: конкуренция нарративов // Известия Алтайского государственного университета. 2020. № 6(116). С. 12-16.ISSN 1561-9443DOI: 10.14258/izvasu(2020)6-01Размещена на сайте: 17.12.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282020%296-01 (дата обращения 17.12.2020)Ссылка при цитировании:Митрофанова А.В., Богатова О.А. Музеификация травматического прошлого в Южной Африке: конкуренция нарративов // Известия Алтайского государственного университета. 2020. № 6(116). С. 12-16. DOI: 10.14258/izvasu(2020)6-01.Mitrofanova A.V., Bogatova O.A. Museification of the traumatic past in South Africa: competition of narratives. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 6 (116), pp. 12-16. DOI: 10.14258/izvasu(2020)6-01.АннотацияОбобщаются результаты исследования, предпринятого методом этнографического наблюдения в январе 2020 г. в Южной Африке. Объектом послужили три мемориала: Музей апартеида, музей Лилислиф Фарм и Мемориал африканерским первопроходцам. Обобщение и анализ данных позволил выявить идеологическое и оценочное содержание экспозиций музеев, служащих цели увековечивания травматического прошлого ЮАР, а также их связь с коммеморативны-ми нарративами и эволюцией исторической политики в XX-XXI вв. Авторами проведены параллели с некоторыми элементами советской внутренней и в особенности национальной политики, которые, не декларируя сегрегационных целей, приводили к сходным последствиям, а в постсоветский период стали рассматриваться как поощряющие этнический партикуляризм. Обоснован вывод, что во всех рассмотренных случаях репрезентации коллективной травмы и вооруженной борьбы выполняют легитимирующую функцию, обосновывая права этнических и расовых групп на территорию и государственное строительство. В целом, музейные экспозиции и мемориалы, посвященные апартеиду и увековечению событий, связанных с созданием государства, представляют образ разделенного общества.Ключевые слова: коллективная травма социальная память историческая политика музей апартеид collective trauma social memory historical policy museum apartheid Рубрики: Политическая социологияСоциология пространства и городаВозможно, вам будут интересны другие публикации:Strelnikova, Anna. Local Authorities, Memory Sites and the City Space. In: Collective Memories in War, ed. by Elena Rozhdestvenskaya, V. Semenova, I. Tartakovskaya, K. Kosela. London: Routledge, Taylor & Francis Ltd, 2016. Ch. 9. P. 110-122.Митрофанова А. В., Рязанова С., Бенда Р.Mitrofanova, A.; Riazanova, S.; Benda, R. Soteriology of Suffering: Evangelical Christians in Russia and the Trauma of Political Repression. Religions, 2020, 11, 591.Митрофанова А. В., Рязанова С.В., Пляйс Я.А.Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея «Следственная тюрьма НКВД») // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 3-16.Рубан Л. С.ЮАР: реституция, проблемы равенства и справедливости // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. №4. C. 996-1001. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-996-1001Kołonicki, B., Mackiewicz, M. Idle Memory? The 1917 Anniversary in Russia. In: Circles of the Russian Revolution: Internal and International Consequences of the Year 1917 in Russia/ Ed. by B.Gajos, Ł.Adamski. L. : Routledge, 2019. Ch.15.