Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда Рождественская Е.Ю.Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. No 3. С. 27—47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.03ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03Размещена на сайте: 07.01.20Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/658 (дата обращения 07.01.2021)Ссылка при цитировании:Рождественская Е.Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. No 3. С. 27—47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.03 DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03.Rozhdestvenskaya E. Yu. (2019) Women’s academic career: work-life balance and imbalance. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 27—47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.03 DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03.АннотацияВ статье ставится цель проанализировать потенциал концепции баланса жизни и труда и возможности ее применения к изучению академическо-университетской карьеры. Корни этой концепции связаны с гендерными исследованиями и гендерной идеологией, потребностями женщин в ряде конкретных институциональных действий по устранению барьеров на рынке труда, в символическом и экономическом признании работы по дому и уходу. Формула свидетельствует о переносе центра тяжести в конструировании жизненного пути на индивидуальный выбор в варианте синхронии или диахронии событий, о смещении внешнего контроля над жизненным проектом на самоопределение. Составными элементами этого концепта являются: широкий диапазон семейных форм, возросшая субъективизация, поиск совместимости различных значимых сфер жизни при гибких режимах труда, способ временной координации запросов различных сфер жизни, которые нуждаются в упорядочении через бюджет времени; запрос на качество жизни в его субъективном и объективном измерении. В то же время концепт баланса предполагает и обратное: нестабильность и дисбалансы, рассматриваемые в статье на примерах сложившихся паттернов академической карьеры в Европе и России. Условия труда, при которых работает научный средний класс, все еще нестабильны, если не прекарны, и в то же время не сильно дружественны семье. Баланс жизни и труда конфронтирует с факторами тайминга и контрактной незащищенности. Риск в ожидании карьерного роста потерять возможность сформировать партнерство и семью многие женщины в университетах расценивают как существенно высокий, реагируя перерывами в карьере с полпути и не пробивая «стеклянный потолок» профессуры, либо отодвигая/отказываясь от фертильных планов. Сам термин «баланс» отсылает к нормативной идее его необходимости, дискурсивно озвучивая режимы гармонизации сферы жизни и труда. В этом смысле формула баланса жизни и работы потенциально охватывает и уровень институциональной поддержки, и уровень индивидуальных стратегий. Консервация дисбалансов жизни и труда в академической сфере связана с тем, что структурные препятствия и обусловленные институциональным контекстом трудности в достижении баланса жизни и труда пересматриваются исследовательницами и преподавательницами в проблемные ситуации, которые необходимо решать индивидуально. Эта индивидуальная стратегия преодоления структурных проблемных ситуаций, хотя и непреднамеренно, в значительной степени стабилизирует статус-кво.Ключевые слова: женская карьера академия университет баланс жизни и труда womens career in science work-life balance academy university Рубрики: Гендерная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Попова И. П.Popova I. Russian scientists: transforming status in 2000th // Russian sociology in the period of crisis, critique and changes / Ed. by V.A. Mansurov. – Moscow: RSS, 2013. 531 pp. 1 CD ROM, Moscow-TorinoПопова И. П.Popova I.P. Transforming Professional Careers (the Case of Young Russian Lawyers) // The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. View from Russia [Electronic resource]: collected papers. The 3rd ISA Forum of Sociology The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World/ Editor-in-Chief V. Mansurov. – electronic data – Moscow: RSS, 2016. Pp. 259-267.Дивисенко К. С.Планируемая семья и профессиональная деятельность в представлениях старшеклассников // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе / под ред. Д. Я. Грибановой. — Псков: Псковский государственный университет, 2021. С. 136-142.Горшков, М.К. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ : [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, И. О. Тюрина ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 383 с.Синютин М. В., Гонашвили А.С.Спортивные практики научно-педагогических работников: исследование досугового выбора преподавателей СПбГУ // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 1. С. 87-107.