Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции



Зубок Ю.А., Чупров В.И.
Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 215–231.
ISSN 1998-0698
DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.13

Размещена на сайте: 07.01.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.vscc.ac.ru/article/28788 (дата обращения 07.01.2021)


Ссылка при цитировании:

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 215–231. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.13.
Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Youth’s activity in changing reality: self-regulation contradictions. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, vol. 13, no. 6, pp. 215–231. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.13 DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.13.

Аннотация

В статье обосновывается социокультурный подход к исследованию противоречий саморегуляции жизнедеятельности молодежи. В разрабатываемом подходе рассматривается процесс образования смыслов, определяющих содержательную направленность противоречий саморегуляции в изменяющейся реальности. Как источник развития молодежи анализируются противоречия между культурным и социальным, бессознательным и осознанным, традиционным и современным, объективным и субъективным. Эмпирическая апробация разрабатываемой концепции осуществлялась на основе результатов исследований применительно к сферам образования, труда и семьи. В столкновении культуры и социального проявляется как консервативная, так и конструктивная составляющая. Консервативная связана с ситуациями разных форм экономических ограничений, а конструктивная – с рационализацией отношения молодежи к образованию, труду и семье, поиском альтернативных путей разрешения противоречий. Противоречие между бессознательным и осознанным проявляется как противоборство смыслов – терминального, самоценного и инструментального, рационального отношения к объектам реальности. Противоречие традиционного и современного по-разному проявляются в образовании, труде и семье. В сфере образования происходит девальвация традиционных ценностей образования, отсутствуют условия для укрепления современных; в сфере труда сохраняется исторически сложившееся противоречие его инструментального и терминального смысла; в семейных отношениях – острое несоответствие стремления молодежи к современным формам организации семьи доминирующим в обществе традиционным формам. В противоречии объективного и субъективного в различных сферах отражаются существующие проблемы объективной действительности и субъективное отношение к ним молодежи. Эмпирически противоречия анализируются на основе результатов сравнительного социологического исследования, проведенного авторами в 2014 и 2017 гг

Ключевые слова:

молодёжь изменяющаяся реальность саморегуляция молодежь жизнедеятельность противоречия культурное и социальное бессознательное и осознанное традиционное и современное объективное и субъективноеyouth changing reality self-regulation activity cultural and social unconscious and conscious traditional and modern objective and subjective

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: