«На других надейся, а сама не плошай». Прагматический индивидуализм как дискурсивная стратегия нормализации биографий молодых представительниц среднего класса ... Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л.«На других надейся, а сама не плошай». Прагматический индивидуализм как дискурсивная стратегия нормализации биографий молодых представительниц среднего класса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 173—194. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1691ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1691Размещена на сайте: 12.01.21Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1691 (дата обращения 12.01.2021)Ссылка при цитировании:Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. «На других надейся, а сама не плошай». Прагматический индивидуализм как дискурсивная стратегия нормализации биографий молодых представительниц среднего класса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 173—194. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1691 DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1691.Chernova Z. V., Shpakovskaya L. L. (2020) “God Help Those Who Help Themselves”. Pragmatic Individualism as a Discursive Strategy for Normalizing the Biographies of Young MiddleClass Women. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. P. 173–194. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1691. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1691.АннотацияСтатья посвящена тому, как молодые женщины образован ного городского среднего класса дис курсивно оформляют свой жизненный проект. Авторы анализируют категории и дискурсы, которые используют мо лодые представительницы образован ного городского среднего класса для обоснования своих выборов в сфере семьи и работы. В статье также рас сматривается, каким образом они ин терпретируют социальную поддержку государства как одного из источников своего благополучия Статья посвящена тому, как молодые женщины образован ного городского среднего класса дис курсивно оформляют свой жизненный проект. Авторы анализируют категории и дискурсы, которые используют мо лодые представительницы образован ного городского среднего класса для обоснования своих выборов в сфере семьи и работы. В статье также рас сматривается, каким образом они ин терпретируют социальную поддержку государства как одного из источников своего благополучия Статья посвящена тому, как молодые женщины образован ного городского среднего класса дис курсивно оформляют свой жизненный проект. Авторы анализируют категории и дискурсы, которые используют мо лодые представительницы образован ного городского среднего класса для обоснования своих выборов в сфере семьи и работы. В статье также рас сматривается, каким образом они ин терпретируют социальную поддержку государства как одного из источников своего Статья посвящена тому, как молодые женщины образован ного городского среднего класса дис курсивно оформляют свой жизненный проект. Авторы анализируют категории и дискурсы, которые используют мо лодые представительницы образован ного городского среднего класса для обоснования своих выборов в сфере семьи и работы. В статье также рас сматривается, каким образом они ин терпретируют социальную поддержку государства как одного из источников своего благополучия Статья посвящена тому, каким образом молодые женщины образованного городского среднего класса дискурсивно оформляют свой жизненный проект. Для этого авторы анализируют категории и дискурсы, которые используют молодые представительницы образованного городского среднего класса для обоснования своих выборов в сфере семьи и работы. В статье также рассматривается, каким образом они интерпретируют социальную поддержку государства как источника своего благополучия. Авторы показывают, что молодые женщины образованного городского среднего класса проводят дискурсивную работу по нормализации своих жизненных историй, приводя их в соответствие с культурными представлениями о приличии (respectability), характерными для среднего класса и его стиля жизни. Эта работа представляет собой способ производства себя как субъекта, и включает эмоциональную работу по приведению своих чувств и говорения о них в соответствии с конвенционально заданными культурными и классовыми представлениями о приличии. Эмпирическим материалом выступили биографические интервью с женщинами (N 45), представительницами трех поколений. При этом основным фокусом анализы являлись интервью с молодыми женщинами, имеющими детей, возрасте до 35 лет. В качестве дополнительной информации были использованы публикации тематических форумов и групп в социальных сетях, посвященные материнству. На основе анализа интервью был описан дискурс “прагматического индивидуализма”, который представляет собой объяснительные модели совершаемых молодыми женщинами жизненных выборов в сфере занятости и семьи как результате личного решения на основе компетентного рационального выбора. Идея поиска себя и стремления самореализоваться в различных сферах жизни выступает одним из лейтмотивов этого дискурса, что требует от индивида постоянного развития личностных и профессиональных компетенций. В статье показано то, как работает дискурс прагматического индивидуализма в рассказах молодых женщин о своих стратегиях в сфере занятости, семьи, и получения государственной помощи.Ключевые слова: средний класс гендерное неравенство дискурсивные стратегии рынок труда социальная политика брак middle class gender inequality discursive strategies labor market social policy marriage Рубрики: Гендерная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Хоткина З. А.Гендерное равенство как экономическая категория // Гендерная политика в России и в мире: экономика, управление, общество : материалы Всероссийской научной конференции, Иваново, 25 июня 2021 г. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2021. С. 83-90.Ирсетская Е. А.Гендерные дифференциации на рынке труда // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году : [монография] / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 219-237.Беликова М. В.Некоторые аспекты гендерной политики и гендерного просветительского образования в современной России // Сбережение населения России : здоровье, занятость, уровень и качество жизни. Материалы Международной научно-практической конференции IV Римашевские чтения (Москва, 30 марта 2021 г.) / Отв. ред. В. В. Локосов, В. Г. Доброхлеб, М. В. Беликова ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. С. 50-54.Кефели В. Б., Горина Т. И.Инвалиды: профессиональные возможности как детерминанта социальной независимости // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2022. № 1 (90). С. 85-99.Горшкова И.Д., Мирясова О. А.Гендерное неравенство в современной российской высшей школе // Женщина в российском обществе. 2020. №1. С. 29-44.