Artemenko N.A. Oral History, Remembering Practices and the Problem of “Access” to the Traumatic Experience. Corpus Mundi, 2020, No. 4, pp. 14-33, doi: 10.46539 ... Артёменко Н.А.Artemenko N.A. Oral History, Remembering Practices and the Problem of “Access” to the Traumatic Experience. Corpus Mundi, 2020, No. 4, pp. 14-33, doi: 10.46539/cmj.v1i4.30ISSN 2686-9055DOI: 10.46539/cmj.v1i4.30Размещена на сайте: 09.02.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Артёменко Н.А. Artemenko N.A. Oral History, Remembering Practices and the Problem of “Access” to the Traumatic Experience. Corpus Mundi, 2020, No. 4, pp. 14-33, doi: 10.46539/cmj.v1i4.30 DOI: 10.46539/cmj.v1i4.30.Artemenko N.A. Oral History, Remembering Practices and the Problem of “Access” to the Traumatic Experience. Corpus Mundi, 2020, No. 4, pp. 14-33, doi: 10.46539/cmj.v1i4.30 DOI: 10.46539/cmj.v1i4.30.АннотацияТермин «устная история» ныне используется довольно широко, хотя возник он относительно недавно. Начало метода устной истории следует искать в иссле- дованиях, касающихся интервьюирования, и в связи со смежными дисципли- нами: социологией, этнологией, политологией, отчасти с лингвистикой. До- вольно быстро общим местом в критической литературе стало обсуждение свя- зи устной истории и исторической памяти. Метод интервью является очень сложным путём, требующим больших усилий, осознания высокой степени субъективности исследователя, поэтому устная история некоторыми историка- ми считается весьма ненадежным источником. При этом нельзя не учитывать тот факт, что метод устной истории оказывается весьма востребованным там, где не осталось больше никаких источников, кроме свидетельств человеческой памяти. Устная история позволяет изучать не столько фактическую сторону прошлого, сколько само человеческое сознание и его изменение, его трансфор- мацию, позволяет по-новому поставить вопрос о практиках памяти. Память и практики памятствования тесно связаны с забвением, которое в свою очередь указывает на потребность устранения той информации, которая обладает де- структивным воздействием на психику человека и структуры общественного сознания. Забвение можно было бы назвать «травмой памяти», понимая под этим те события, которые имеют деструктивное значение как для личной, так и социальной (в том числе и национальной) идентичности. Так память начи- нает связываться с понятием травмы. В статье рассматривается связь устной ис- тории и человеческой памяти, проблема «доступа» к травматическому опыту, особенности нарратива при травматическом опыте. Термин «устная история» ныне используется довольно широко, хотя возник онотносительно недавно. Начало метода устной истории следует искать в иссле-дованиях, касающихся интервьюирования, и в связи со смежными дисципли-нами: социологией, этнологией, политологией, отчасти с лингвистикой. До-вольно быстро общим местом в критической литературе стало обсуждение свя-зи устной истории и исторической памяти. Метод интервью является оченьсложным путём, требующим больших усилий, осознания высокой степенисубъективности исследователя, поэтому устная история некоторыми историка-ми считается весьма ненадежным источником. При этом нельзя не учитыватьтот факт, что метод устной истории оказывается весьма востребованным там,где не осталось больше никаких источников, кроме свидетельств человеческойпамяти. Устная история позволяет изучать не столько фактическую сторонупрошлого, сколько само человеческое сознание и его изменение, его трансфор-мацию, позволяет по-новому поставить вопрос о практиках памяти. Память ипрактики памятствования тесно связаны с забвением, которое в свою очередьуказывает на потребность устранения той информации, которая обладает де-структивным воздействием на психику человека и структуры общественногосознания. Забвение можно было бы назвать «травмой памяти», понимая подэтим те события, которые имеют деструктивное значение как для личной, таки социальной (в том числе и национальной) идентичности. Так память начи-нает связываться с понятием травмы. В статье рассматривается связь устной ис-тории и человеческой памяти, проблема «доступа» к травматическому опыту,особенности нарратива при травматическом опыте.Ключевые слова: устная история практики памятствования травма травматический опыт память нарратив временной модус модернoral history memory studies memory modern narrative time regime trauma traumatic experience Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Артёменко Н. А.Устная история и проблема доступа к травматическому опыту // Studia Culturae. 2019. Вып. 2(40). С. 128-138.Natalia Artemenko, « Cataleptic consciousness », Rivista di estetica, 67 | 2018, 136-149.Artemenko N. Trauma as Aan Affect of Individuals and as a Cultural Process. In: Mechanisms for Formation of Cultural Exclusion and Frontier Zones – 2019. Conference schedule and materials the 6th International Research Conference «Mechanisms for Formation of Cultural Exclusion and Frontier Zones – 2019», Saint Petersburg, 02-05 октября 2019 г. Saint Petersburg: Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences. P. 91.Артёменко Н. А.Время, память, травма: между бытием и небытием // Studia Culturae. 2018. № 2 (36). С. 124-136.Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 216 с.