Измерение субъективного благополучия на основе текстов социальных медиа: обзор современных практик



Кученкова А.В.
Измерение субъективного благополучия на основе текстов социальных медиа: обзор современных практик // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 4. С. 92–101. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-4-92-101
ISSN 2073-6401
DOI: 10.28995/2073-6401-2020-4-92-101
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45609491

Размещена на сайте: 27.04.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://philosophy.rsuh.ru/jour/article/view/343 (дата обращения 27.04.2021)


Ссылка при цитировании:

Кученкова А.В. Измерение субъективного благополучия на основе текстов социальных медиа: обзор современных практик // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 4. С. 92–101. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-4-92-101 DOI: 10.28995/2073-6401-2020-4-92-101.
Kuchenkova, A.V. (2020), “Measuring subjective well-being based on social media texts. Overview of modern practices”, RSUH/RGGU Bulletin. “Philosophy. Sociology. Art Studies” Series, no. 4, pp. 92–101, DOI:10.28995/2073-6401-2020-4-92-101 DOI: 10.28995/2073-6401-2020-4-92-101.

Аннотация

Наряду с многочисленными исследованиями субъективного благополучия посредством традиционных социологических методов (в первую очередь, опросов) предпринимаются попытки привлечь в качестве дополнительного источника информации Большие данные, «цифровые следы» (тексты социальных медиа, информацию профилей социальных сетей, статистику поисковых запросов, данные персональных электронных устройств). На основе обзора зарубежной литературы раскрываются основные практики анализа текстов социальных медиа для измерения субъективного благополучия. В том числе охарактеризован опыт конструирования индекса «Валового национального счастья» для Фейсбука и «Гедонометра» для Твиттера на основе анализа объемов эмотивной лексики и тональности публикаций пользователей сетей. Раскрываются возможности поиска «цифровых следов» удовлетворенности жизнью в текстах социальных медиа. Выделяются методологические трудности и ограничения в этой области исследований, которые пока не удалось преодолеть: проблема генерализации полученных выводов и валидности конструируемых индексов «счастья» (их соотношения с «реальным» субъективным благополучием, замеряемым посредством опросов). Трудности по измерению субъективного благополучия сопряжены с эффектами самопрезентации в социальных медиа, разной степенью и стратегиями публикационной активности пользователей, несовершенством используемых алгоритмов анализа, пока существенно уступающим «ручному кодированию».

Ключевые слова:

субъективное благополучие цифровые следы цифровые данные большие данные subjective well-being digital footprints digital data big data

Рубрики:

Методология социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: