Дети и детство в советско-китайских отношениях в 1950-х годах Дацышен В.Г.Дети и детство в советско-китайских отношениях в 1950-х годах // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 116–133. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-1-11.pdfISSN 2618-9100DOI: 10.31518/2618-9100-2021-1-11РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44883250Размещена на сайте: 09.08.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Дацышен В.Г. Дети и детство в советско-китайских отношениях в 1950-х годах // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 116–133. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-1-11.pdf DOI: 10.31518/2618-9100-2021-1-11.Datsyshen V.G. Children and Childhood in Soviet-Chinese Relations in the 1950s // Historical Courier, 2021, No. 1 (15), pp. 116–133. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-1-11.pdf DOI: 10.31518/2618-9100-2021-1-11.АннотацияСтатья посвящена проблемам места и роли детей в «народной дипломатии» в системе советско-китайских отношений в 1950-х гг. В основу исследования положены источники личного происхождения, а также материалы делопроизводственного характера, как опубликованные, так и впервые вводящиеся в научный оборот. Документы выявлены вфондах центральных, местных и музейных архивов. На основе исторических источников восстанавливается картина участия детей и детских организаций в советско-китайском взаимодействии. Посещение детских учреждений входило в программу взаимных визитовделегаций двух стран. В 1950-х гг. имели место и взаимные поездки детских групп ипионерских делегаций к своим соседям, а также прямые связи между советскими и китайскими школами и другими учебными заведениями. Советские специалисты, работавшие в китайских школах, надолго сохраняли связи со своими учениками. Основной формойпрямого взаимодействия между советскими и китайскими детьми в 1950-х гг. была дружеская переписка, которая, как правило, устанавливалась благодаря посредничеству советских органов власти, средств массовой информации и общественных организаций. Кроме того, китайские дети массово писали письма известным советским государственным и общественным деятелям. Советские и китайские дети участвовали в «народной дипломатии» до начала 1960-х гг. Использование государственными и общественно-политическими институтами «детского вопроса» сыграло важную роль в формировании дружеских отношениймежду двумя народами и государствами в 1950-х гг., а также стало важным фактором успешного восстановления советско-китайских отношений в 1980-х гг.Ключевые слова: советско-китайские отношения в 1950-е гг. «народная дипломатия» дети дружеские обмены и переписка. soviet-chinese relations in the 1950s “people’s diplomacy” children friendly exchanges and correspondence Рубрики: Мировая политика и глобализацияСоциология поколенийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дацышен В. Г.Новосибирский «Драгоценный фонарь лотоса»: театр и советско-китайские отношения в 1950-х гг. // Историко-культурное наследие России и Китая: вопросы изучения, сохранения и развития : сборник материалов Международной научно-практической конференции (26 мая 2021 года) / М-во культуры Рос. Федерации, Краснод. гос. ин-т культуры ; ред. кол.: С. С. Зенгин, Н. А. Гангур, Н. Г. Денисов [и др.]. – Краснодар : Краснодарский государственный институт культуры, 2021. С. 68-75.Макеева С. Б.Оценка деятельности коллектива Забайкальской железной дороги в обеспечении советско-китайского торгово-экономического сотрудничества (1949-1960 гг.) // Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество : материалы международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет ; ответственный редактор Е. В. Дроботушенко. – Чита : ЗабГУ, 2021. С. 107-111.Дацышен В. Г.Проблемы численности детей в китайско-русских семьях в первой половине XX в. // Парадигмы и модели демографического развития [Текст]: сб. ст. XII Уральского демографического форума / ред. д-р экон. наук О.А. Козлова; д-р ист. наук Г.Е. Корнилов; д-р философ. наук, проф. Б.Ю. Берзин; канд. экон. наук Н.П. Неклюдова. Том I. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2021. С. 54-60.Саралиева З. Х., Балабанов С. С.Дети как жизненная ценность россиян// Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. — Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 394-407.Bahry D., Kozyreva P. Family Socialization, Trust and Change: Evidence from Russia. Comparative Sociology, 2018, Volume 17, Issue 3-4, pages 261–278.