Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий Попова И.П.Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. Т. 30. № 2. С. 98–122. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122ISSN 1811-038XDOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45843247Размещена на сайте: 27.08.21Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/article/view/12313 (дата обращения 27.08.2021)Ссылка при цитировании:Попова И.П. Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. Т. 30. № 2. С. 98–122. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122 DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122.Popova I.P. (2021) Gender Equality in Science and Technology as a Factor in Professional Careers. Mir Rossii, vol. 30, no 2, pp. 98–122 (in Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122 DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122.АннотацияВ статье рассматриваются характеристики профессиональных карьер в сфере науки и технологий с позиций гендерного равенства и справедливости в занятости. Анализ опирается на подходы к исследованиям карьеры в этой сфере, фокусирующиеся на структурных условиях и контекстах формирования карьер. Одним из факторов этих условий становятся современные программы и инициативы в сфере науки и технологий, учи- тывающие гендерное равенство в профессиональной карьере на международном уровне и на уровне национальных государств (анализируются данные до марта 2020 г.). В этой связи привлекаются подходы, обосновывающие гендерную справедливость (capabilities approach), вопросы так называемой позитивной дискриминации в отношении занятости и профессионального продвижения в этой сфере. Анализируются аспекты организации научной карьеры, которые в биографических нарративах ученых осознаются и переос- мысливаются как проявления гендерного неравенства под влиянием опыта знакомства с программами в рамках политики гендерного равенства в научной деятельности. Эмпирической базой анализа, позволяющей понять влияние и оценки этих программ, являются нарративно-биографические полуструктурированные интервью с учеными естествен- но-научных дисциплин (N=40, 2018–2019 гг.). Оценки проявлений гендерного неравенства касаются трудоустройства, распределения ролей в коллективе в соответствии с нефор- мальными нормами, сочетания профессиональных и семейных ролей. Анализ позволяет заключить, что в отношении гендерного неравенства в сфере занятости в науке, проявления которого часто остаются незамеченными, актуальным становится формирова- ние возможностей их осознания и оценки самими учеными, регулируемое инструментами научной политики. В то же время институциональная поддержка гендерного равенства должна происходить во взаимосвязи с поддержкой статуса и перспектив российской науки в целом. Ключевые слова: профессиональная карьера исследования карьеры справедливость гендер гендерное равенство наука и технологии позитивная дискриминация научная политика professional career career studies justice gender equality science and technology positive discrimination science policy Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: СоциологияГендерная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Попова И. П.Sustainable Professional Career in Science and Technology: Interdisciplinary Perspective and the Russian Context // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9. № 1. С. 133-147.Попова И. П.Трансформации моделей профессиональных карьер в сфере науки и технологий // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 880-882.Попова И. П.Научная эмиграция из России: мужские и женские биографии // Женщины и мужчины в миграционных процессах прошлого и настоящего: материалы XII международной научной конференции: в 2 ч. / отв. ред. Н.Л. Пушкарева, И.О. Дементьев, М.Г. Шендерюк. — М. : ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. Ч. 2. С. 457-460.Попова И. П.Воспроизводство профессиональной группы научных работников: проблемы устойчивости и неравенств // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 6486-6496.Попова И. П.Научные школы и сетевые коммуникации: роль в развитии научной карьеры // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Материалы XXXIX Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН «Международные сети как фактор интеграции научного сообщества» (12–16 ноября 2018 года). Выпуск XXXIV. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2018. С. 278-279.