Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е.Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224.ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46322204Размещена на сайте: 31.08.21Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/26812/19514 (дата обращения 31.08.2021)Ссылка при цитировании:Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224.Narbut, N.P., Aleshkovski, I.A., Gasparishvili, A.T., Krukhmaleva, O.V., Savina, N.E. Russian students about learning under the COVID-19 pandemic: Resources, opportunities and assessment of the distance learning. RUDN Journal of Sociology, 2021, 21 (2), 211–224. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224.АннотацияПандемия COVID-19 поставила весь мир перед конкретными вызовами, которые потребовали принятия неотложных решений по организации функционирования различных социальных институтов в условиях новой реальности. В полной мере это коснулось института образования. В связи с угрозой распространения инфекции системы образования стран мира были вынуждены, начиная с марта 2020 года, адаптировать свою деятельность к вводимым карантинным мерам и осуществить перевод всей работы в удаленный формат. В той или иной степени это затронуло все уровни образования – от дошкольного до высшего и дополнительного. Однако проблемы, которые пришлось оперативно решать на каждом уровне обучения, существенно отличаются. В данной работе приводится сравнительная оценка деятельности вузов России студентами в период пандемии на этапе вынужденного дистанта весной 2020 г. и планового перехода в удаленный формат работы осенью 2020 г. Основой для проведения анализа послужило исследование мнений студентов вузов России, реализованное в июне 2020 г. (N=31423) и в феврале 2021 г. (N=32358). В качестве гипотезы исследования разрабатывалось предположение о том, что выраженные весной негативные реакции на работу в дистанте и неприятие такого формата значительной частью участников образовательного процесса к осени 2020 г. стали более сглаженными и не носили столь острого характера. Результаты двух этапов исследования показывают, что за прошедший год российские вузы прошли значительный этап цифровой трансформации, который затронул как ресурсы организации образовательного процесса, так и компетенции профессорско-преподавательского состава. Опыт работы, полученный в сложных и непредсказуемых условиях пандемии, позволил изменить общественное мнение от резко негативного восприятия дистанта до понимания и принятия его положительных и продуктивных форм для системы образования и субъектов образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий и связанных с ними ресурсов – это объективный и неизбежный процесс современного развития образовательной сферы и страны в целом.Ключевые слова: высшее образование дистанционное обучение пандемия цифровая трансформация образовательные ресурсы система управления обучением (lms) образовательное неравенство качество образования tertiary education distance learning/teaching pandemic digital transformation educational resources learning management system (lms) educational inequality quality of education Рубрики: Социология образованияСоциология общественного мненияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100.Нарбут Н. П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В.Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611-621.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. — 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137.Нарбут Н. П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. C. 256–271.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева O.В.Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 16–24.