«Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л.«Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2 (162). С. 464-483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765.ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1765РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46118602Размещена на сайте: 23.09.21Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1765 (дата обращения 23.09.2021)Ссылка при цитировании:Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. «Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2 (162). С. 464-483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1765.Chernova Zh., Shpakovskaya L. (2021) “Endless groundhog day”: sociological analysis of educational practices implemented by university students in a situation of forced isolation. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. No. 2. P. 464–483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1765.АннотацияВ статье рассматриваются практики обучения во время вынужденного перехода на дистанционный формат весной 2020 г. В этот период многие молодые люди переживали кризис устройства повседневности: некоторые оказались закрытыми в ограниченном жилом пространстве в одиночестве, кому-то пришлось вернуться в родительскую семью, кто-то был изолирован в университетском общежитии. Карантин создал ситуацию глобальной поломки привычных структур повседневности и учебной деятельности. Авторов интересует, как изменилась повседневность студентов во время карантина весной 2020 г. Дистанционное обучение в условиях самоизоляции связано с изменением форм социальной включенности в учебный процесс, переструктурированием локальности и темпоральности практик обучения, досуга, свободного времени, общения и поиском новых способов «управления собой» (поддержание концентрации и включенности в образовательный процесс, борьба с прокрастинацией и попытки сделать свою повседневность комфортной). Авторы используют основные положения социологии повседневности (теория практик), фокусируясь на микроуровне анализа повседневных коммуникаций. Эмпирическими материалами исследования выступили полуструктурированные интервью со студентами, обучающимися в одном из университетов Санкт-Петербурга (N = 35). Анализ этих данных дал возможность понять, каким образом молодые люди адаптируются в ситуации обучения в изоляции, какие практики они вырабатывают и каким образом переживают эту ситуацию разрывов привычной ткани повседневности. Студенты были вынуждены переструктурировать пространство и время путем зонирования, обустройства виртуальных классов, создания нового режима дня, включения в дистантные локальности, (а)синхронизации времени учебы и внеучебных практик. Авторы описывают режимы включения в образовательные коммуникации «камера on» и «камера off», тем самым внося вклад в обсуждение более широких тем, связанных с социологическим осмыслением размывания границ между приватным и публичным в современном обществе. Ключевые слова: практики повседневности дистанционное обучение молодежь пандемия everyday life practicies distance learning youth covid-19 pandemic Рубрики: Социология семьиСоциология повседневных практикВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л.Преподавательский труд в условиях пандемии: академический неолиберализм и эмоционализация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3 (163). С. 155-178. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1924.Подвойский Д. Г., Спиркина А. К.Общество в маске и перчатках под микроскопом социологии повседневности: беглый взгляд // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 315—339. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1805.Протасенко Т. З.Петербург в ковидных историях. Размышления о ковидной повседневности // Социокультурное пространство Санкт-Петербурга: репрезентации и интерпретации. К 350-летию Петра I и 320-летию Петербурга: [монография] / А. Э. Алакшин, А. Н. Андреев, К. С. Барабанова [и др.] ; отв. ред. В. В. Козловский, Н. Е. Мазалова ; ФНИСЦ РАН. — М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 255-270.Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л.Путевка в жизнь: Социологические эссе об образовании, классовом неравенстве и социальном исключении в России / Жанна Чернова, Лариса Шпаковская. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. – 224 с.Шпаковская Л. Л., Чернова Ж. В.СоциоДиггер. 2020. Т. 1. Вып. 2: Семья и родительство. C. 4-36.