Просвещение и история в развитии отечественной общественно-политической мысли (XIX век) Согомонов А.Ю.Просвещение и история в развитии отечественной общественно-политической мысли (XIX век). М.: Школа гражданского просвещения, 2021. — 320 с.ISBN 978-5-93895-131-0Размещена на сайте: 19.10.21Текст книги на сайте издательства URL: https://civiceducation.ru/i-aleksandr-sogomonov-i-prosveshhenie-i-istoriya-v-razvitii-obshhestvenno-politicheskoj-mysli-xix-vek/ (дата обращения 20.10.2021)Ссылка при цитировании:Согомонов А.Ю. Просвещение и история в развитии отечественной общественно-политической мысли (XIX век). М.: Школа гражданского просвещения, 2021. — 320 с.Sogomonov A.Yu. History and Enlightenment in the 19-th century Russian public thought. Moscow: School for civic education, 2021. 320 p.АннотацияВ книге рассматривается история социальной мысли России 19 века сквозь призму главного дискурса того времени о гражданском просвещении через историю. Прошлое конструировалось мыслью и предметно и как основа для выстраивания национальной идентичности, и как предмет особой заботы русской идеи. Отечественное прошлое интересовало мыслителей не столько эпистемологически, а практически исключительно как свободный материал для формирования разных версий национальной исторической доксы (то есть мнений об истории). Все преднаучные дискуссии в публичном дискурсе России так или иначе разворачивались вокруг главного спора о смыслах универсализма и отношении к нему отечественного исторического пути. 19 век разделен в книге на три периода, в каждом из которых выбраны 4 нарративных героя, в текстах которых освещались разные аспекты исторической доксы. По сути, все знаниевые открытия, которые были сделаны в 19 веке, сохранили свое значение для всей последующей истории социальной мысли России. Более того, не утратили своей остроты и актальности и сегодня. Вся ранняя русская социалогическая и социально-философская мысль основывалась именно на отечественном дискурсе просвещение через историю. Ключевые слова: история гражданское просвещение историческая докса эпистемология русская общественная мысль history civic education historical doxa epistemology russian public thought Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСодержание Просвещение и история: долгий путь сообща . . . . . . . . . . . . . . . 5 Очерк 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ИСТОРИЯ: У ИСТОКОВ ДИСКУРСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.1. Историческая докса и просветительская эпистемология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.2. «Запрос на Прошлое» в России в канун «века Просвещения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 1.3. Ломоносов «против» Вольтера. Суть или образ . . . . . . . . . . 27 1.4. Карамзин и Просвещение. Быть или казаться европейцем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 1.5. Сперанский, Карамзин и Пушкин просвещают самодержцев. «История» в Записках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 1.6. Граф Уваров и его институциональное наследие. «История» и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 1.7. Рубеж XVIII–XIX веков: парадоксальные итоги раннего просветительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Очерк 2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КОНТРАСТЫ НИКОЛАЕВСКОЙ РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 2.1. «Россия в 1839 году». Восприятие николаевской России на Западе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 2.2. Виссарион Белинский. История — от подлинности факта к гражданскому воображению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 2.3. Иван Киреевский. «Прошлое» как просветительский конструкт старших славянофилов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 2.4. Александр Герцен. Путь от исторической логики к просвещению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 2.5. Петр Чаадаев. Просветительские мысли «умалишенного» . . . 154 2.6. Чего же все-таки не приметил маркиз де Кюстин в николаевской России? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Очерк 3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА МЕЖДУ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКОЙ, РЕВОЛЮЦИОННЫМ ПОРЫВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВЫМЫСЛОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 3.1. Сергей Соловьев. Просвещение через историчность . . . . . . 184 3.2. Лев Толстой. Забыть прошлое: художественный вымысел или историческая истина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 3.3. Петр Лавров. История, мораль и революционная пропаганда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 3.4. Василий Ключевский. Борьба с доксой в защиту терапевтического смысла истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 Парадоксы и уроки русских просветителей (вместо послесловия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292Рубрики: История и теория социологииСоциология наукиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Согомонов А. Ю.Лев Толстой. Забыть прошлое: художественный вымысел или историческая истина // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 80 (4). С. 74-97.Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 78 (1). С. 56-90.Согомонов А. Ю.Парадоксы и уроки русских просветителей (вместо послесловия) // Общая тетрадь. Вестник школы гражданского просвещения. 2021. № 1. С. 94-99.Sogomonov A. Y.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2019. № 77 (3-4). C. 108-145.Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк третий. Просветительская мысль второй половины ХIХ века между академической наукой, революционным порывом и художественным вымыслом // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 2-3 (79). С. 83-103.