Материальная и духовная депривация как факторы религиозной конверсии (на примере западного буддизма Исаева В.Б., Дивисенко К.С.Материальная и духовная депривация как факторы религиозной конверсии (на примере западного буддизма // Вестник антропологии. 2021. № 3. С. 244–260. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260ISSN 2311-0546DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46821974Размещена на сайте: 05.11.21Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.iea.ras.ru/vestantrop/article/view/687/840 (дата обращения 05.11.2021)Ссылка при цитировании:Исаева В.Б., Дивисенко К.С. Материальная и духовная депривация как факторы религиозной конверсии (на примере западного буддизма // Вестник антропологии. 2021. № 3. С. 244–260. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260 DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260.Isaeva V.B., Divisenko K.S. Material and Spiritual Deprivation as Factors of Religious Conversion (Western Buddhism Example). Herald of Anthropology (Vestnik Antropologii). 2021. No. 3. Pp. 244–260. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260 DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260.АннотацияСтатья посвящена исследованию роли факторов материальной и духовной депривации в процессе религиозной конверсии на примере обращения в западный буддизм. Постановка вопроса о значимости депривационных процессов для формирования религиозности осуществляется в рамках дискуссий о взаимосвязи депривации и религиозности, текущих дебатов о методологии исследования религиозной конверсии, а также проблематики изучения причин принятия буддизма в новых для него социокультурных ареалах. Объектом исследования выступают биографии последователей буддизма Алмазного пути, одного из наиболее распространенных в России направлений западного буддизма - варианта тибетского буддизма, ориентированного на потребности западноевропейской аудитории. В качестве методологического инструментария используется подход нарративного анализа Ф. Шютце, адаптированный к задачам исследования. В статье представлены результаты анализа материалов биографических интервью с российскими последователями буддийских общин, проведенных в рамках полевого исследования в 2018-2019 году в Санкт-Петербурге, Архангельске, Северодвинске и Москве. Анализ интервью показал, что непременным условием конверсии, кроме переживания структурных и культурных лишений, является изначальная предрасположенность, интерес к буддизму. Различение в теоретической модели материальной и духовной депривации и обуславливаемых ими двух типов интеграции в буддийскую общину, инструментального и неинструментального, позволило на эмпирическом материале реконструировать феноменологию этих типов во взаимосвязи с переживаемыми лишениями. Обнаружено, что «инструментальность» (ориентация на материальные ресурсы общины) проявляется не только на этапе активного вхождения в общину, но и сохраняется в дальнейшем как «профессионализация» в буддизме. «Неинструментальность» связана со стремлением переопределить мировоззренческие основы, чтобы совладать с жизненными трудностями, решив экзистенциальные вопросы, и, в конечном счете, восстановить субъективное благополучие.Ключевые слова: материальная депривация духовная депривация инструментальность неинструментальность социальное исключение религиозная конверсия западный буддизм material deprivation spiritual deprivation instrumentality non-instrumentality social exclusion religious conversion western buddhism Рубрики: Социология религииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дивисенко К. С., Исаева В. Б.Реинтерпретация личной истории и субъективное благополучие последователей западного буддизма // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. Актуальные проблемы развития личности в современном обществе / Под ред. Д. Я. Грибановой. — Псков : Псковский государственный университет, 2020. С. 22-26.Исаева В. Б., Ярошенко С.С., Дивисенко К. С.«Моя вся жизнь вокруг буддизма вертится. Буддизм, работа, дети, семья...»: биографический проект современного буддиста // Петербургская социология сегодня. 2019. Вып. 11. С. 164-177.Дивисенко К. С., Исаева В. Б.Типология обращения в западный буддизм в контексте концепции социального механизма религиозной конверсии // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 117-135. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8Ярошенко С.С., Исаева В. Б., Дивисенко К. С.Семья и партнерство на пути к «постоянному счастью»: трансформация гендерной идеологии в процессе религиозной конверсии в западный буддизм в России // Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. 2022. Т. 14. № 1. С. 4–29.Исаева В. Б.Социально-политические аспекты конверсии в буддизм на примере петербургской общины Карма Кагью // Современное развитие регионов России: политические, социальные и экономические аспекты, посвященной Дню Республики Бурятия: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 30 мая 2016 г.) / отв. ред. Б. С. Будаев. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. — 204 с. С. 119-126.