Социс 2015 №7

по-русски    in english    

 

СоцИс 2015 №07

СОДЕРЖАНИЕ

ИТОГИ XVIII ВСЕМИРНОГОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА

АБРАХАМ М. Наша задача усилить роль социологии в формировании справедливого общества с. 3-5

БУРАВОЙ М. Социология и неравенство с. 5-14 (Полный текст доклада)

РОМАНОВСКИЙ Н.В. Иокогама: итоги и уроки с. 15-24

Аннотация. Выявлены тренды эволюции современной теоретической социологии на основе анализа материалов XVIII Всемирного социологического конгресса 2014 г. Дана характеристика состояния социологии в странах, где она развивается наиболее динамично. Уточнен прогноз эволюции теоретической социологии. Рассмотрены некоторые проблемы российской социологии, сотрудничество со смежными дисциплинами, с социологами других стран.

Ключевые слова: Всемирный социологический конгресс 2014 г. • современная социология • теоретическая социология • постколониальная социология • социологияв России

ВДОВИЧЕНКО Л.Н. Глобальная социология перед новыми вызовами с. 25-29

Аннотация. В статье рассматриваются новые вызовы современного мира. Особое внимание обращено на неравенство в мире, пронизывающая мировые процессы, международные отношения, общественные отношения внутри стран. Раскрываются подходы к исследованию неравенства в разных сферах его проявления. Одновременно анализируются такие вызовы как трансформация в новое качество среднего класса, изменение представлений о космополитизации на основе идей У. Бека, роли новых общественных движений как созидательного, так и деструктивного плана. В статье также анализируются вызовы, предъявляемые в области методологических проблем социологических методов прогнозирования, производства особого типа знаний о путях осуществления социальной трансформации.

Ключевые слова: неравный мир • неравенство • глобальная социология • конфликты • миграция

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СМОЛИН О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 2) с. 30-37

Аннотация. Принципиальное повышение качества образования без значительного увеличения его финансирования и социальных гарантий невозможно. Одновременно предлагаются следующие меры: 1) дебюрократизация – уменьшение числа показателей, установленных для лицензирования, аккредитации и контроля деятельности образовательных организаций; сокращение показателей отчетности; 2) демократизация управления образованием – реальная выборность ректоров, руководителей факультетов, институтов, кафедр, оценка качества работы преподавателей с учетом мнения студентов; 3) реформирование ЕГЭ в сторону увеличения творческих заданий; 4) разработка специальных квалиметрических характеристик для оценки качества образования.

Ключевые слова: высшее образование • университет • студенты • преподаватели • бюрократизация • качество образования • мониторинг эффективности вузов • единый государственный экзамен (ЕГЭ)

ОСИПОВ А.М МАТВЕЕВА Н.А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика с. 37-48

Аннотация. Статья посвящена проблеме воспроизводства социального неравенства В сфере образования. Определяются основные механизмы социального Расслоения в образовании. На основе данных социологических исследований 2000–2013 гг. выявляется региональная динамика воспроизводства образовательного неравенства, Анализируются институциональные барьеры доступности качественного Среднего образования. Предлагаются стратегии управления образовательным неравенством Через социальные взаимодействия в рамках государственной политики.

Ключевые слова: образовательное неравенство • доступность образования • Качество образования • институциональные барьеры • государственная образовательная политика

КУЗЬМИНА Ю.В., ПОПОВ Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России с. 48-57

Аннотация. Обсуждается взаимосвязь уровня функциональной грамотности взрослых и их включенности в социально-экономическую жизнь по результатам Международной программы оценки компетентности взрослых. Проверялась гипотеза, что люди с низким уровнем грамотности исключены из общества и оказываются в “группе риска”, без работы, с подорванным здоровьем и неясными перспективами в жизни. Она не нашла полного подтверждения в России, но выявлено, что депривированными – на фоне стран ОЭСР – оказываются россияне с высоким уровнем грамотности. Предлагаются гипотезы для дальнейших исследований.

Ключевые слова: грамотность • образование • компетентностный подход • Международная программа оценки компетентности взрослых (PIAAC)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ДОЛГАЕВА Е.И., КРЫЛОВА В.В. Претензии населения к власти: что остается за рамками количественных измерений с. 58-64

Аннотация. В статье критикуются количественные методы исследования претензий населения к власти, анализируются результаты качественного интервью, сформулированы предложения по повышению достоверности количественных данных. На основе качественного исследования выделены проблемы, значимые для населения, но не всегда получающие должный статус при использовании количественных методов.

Ключевые слова: власть • качественные исследования • количественные исследования • взаимодействие • мораль • общественное мнение • претензии

ГОЛОВАШИНА О.В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности с. 64-71

Аннотация. При исследовании различных ментальных образов ассоциативные эксперименты дают более объективные результаты, чем вербальные опросы. В статье анализируются результаты ассоциативных экспериментов, раскрывающих особенности гражданской идентичности современного молодого россиянина. Вербальные ассоциации дополнены данными ассоциативного экспериментами с использованием визуальных посредников. Результаты показали наличие фундамента для формирования гражданской идентичности (положительные в целом ассоциации к понятиям “Россия”, “патриотизм”). Мешающими факторами являются невыраженность концептов “россиянин”, “гражданин”, а также отрицательное у большинства респондентов отношение к “власти”.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент • визуальные ресурсы • социальная память • гражданская идентичность • историческое самосознание • метафора-концепт

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТРОФИМОВА И.Н. Консолидация власти и общества в России: специфика текущего внешне- и внутриполитического контекста с. 72-80

Аннотация. Рассматриваются процессы консолидации власти и общества в России в свете “украинского кризиса” 2014 г. Особое внимание уделено анализу отношения россиян к публичным институтам и деятельности президента В.В. Путина. Показано, что отношение россиян к власти представляет собой сложный и противоречивый комплекс. В отсутствии гражданской консолидации и в условиях высокой неопределенности внешне- и внутриполитической ситуации российское общество сплачивает лишь фигура политического лидера, каковым на данный момент является В.В. Путин.

Ключевые слова: власть • государство • общество • внешняя политика • внутренняя политика • публичные институты • общественно-политические отношения • консолидация • Российская Федерация

МАЙКОВА Э.Ю., СИМОНОВА Е.В. Самоуправленческий потенциал населения российских регионов (на примере Тверской области) с. 80-88

Аннотация. Cтатья основана на материалах социологического мониторинга в Тверском регионе в 2009–2013 гг. Изучался самоуправленческий потенциал населения. Выявлены референтные группы, способные служить инициативным ядром и социальной базой развития местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление • самоуправленческий потенциал • социологический мониторинг • доверие • гражданское участие

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ТАНГАЛЫЧЕВА Р.К. Межкультурная коммуникация и аккультурация (опыт зарубежных исследований) с. 89-98

Аннотация. Рассматривается значение исследования межкультурной коммуникации и аккультурации в современном обществе. Изучены иммигранты и временные мигранты как основные объекты межкультурной коммуникации и аккультурации. Основное внимание уделено временным мигрантам (“визитерам”) – международным туристам, студентам, участвующим в программах межстранового образовательного обмена, иностранным работникам и сотрудникам предприятий, работающих за границей (трудовые мигранты). Анализируются идеи проектирования исследования аккультурации в современном обществе Дж. Берри, который предложил дизайн такого исследования на групповом и индивидуальном уровнях. На первом уровне изучаются цели, продолжительность и постоянство контактов, политические, экономические, демографические и культурные изменения в обеих группах. На втором – глубина контакта и включенность в него человека, изменения в его конкретном повседневном поведении. В заключении обобщены идеи по проектированию исследования межкультурной коммуникации и аккультурации.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация • аккультурация • проектирование исследования • иммигранты • временные мигранты

ГОРБАТОВ Д.С., БОЛЬШАКОВ С.Н. Слухи в зарубежной социологии и социальной психологии: теоретические подходы с. 98-107

Аннотация. В статье анализируются основные этапы развития и современное состояние проблематики слухов в зарубежной научной традиции. Особое внимание уделяется классификации, существующим трактовкам факторов распространения слухов и тенденциям изменения содержания сообщений в социальной среде. Определяются некоторые перспективы дальнейшего изучения феномена слухов. В частности, признается целесообразным учитывать специфику диалогического взаимодействия распространителей неподтвержденных сведений для лучшего понимания их природы.

Ключевые слова: слухи • виды слухов • факторы распространения слухов • тенденции изменения содержания слухов

БОБЫЛЕВА Н.И., ШОВИНА Е.Н. Социальная работа в современных российских анекдотах с 107-116

Аннотация. Анализируются анекдоты о социальной работе в форме отражения представлений о специфике профессии. На основе контент-анализа выявлены основные сюжетные линии, действующие лица анекдота, типы возникающих отношений. Показано, как рефлексируются основные личностные и профессиональные проблемы социальных работников в общественном сознании, какие явления в процессе реализации специалистами ведущих задач своей профессиональной деятельности становятся объектом высмеивания. Осуществлена попытка конструирования образа социального работника, выявлено соотношение типов восприятия и оценки социальной работы (критического, нейтрального, позитивного).

Ключевые слова: социальная работа • социальный работник • клиент социальной работы • анекдот • профессиональный юмор

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

АДАМЬЯНЦ Т.З. Социоментальные группы в социальном познании с. 117-128

Аннотация. В статье идет речь о новых возможностях изучения процессов восприятия людьми смыслов передаваемых сообщений, открывающихся благодаря дифференциации респондентов по социоментальным признакам, основанной на различиях в качестве понимания интенциальности (смысловых доминант) целостных, завершенных коммуникативных актов. Рассматривается структура коммуникативного акта и механизм понимания и интерпретирования в случаях а) адекватного, b) частично адекватного и c) неадекватного восприятия.

Ключевые слова: понимание • социоментальные группы • коммуникативные навыки • интенция • смысл • семиосоциопсихология

ВАНЬКЕ А.В., КУЛАЕВ М.А. Рабочие в дискурсе российских телеканалов и печатной прессы с. 126-132

Аннотация. Исследуется освещение образа рабочих на российском ТВ и в печатной прессе. В ходе сравнительного анализа выделено два типа медийного дискурса. Центральные телеканалы транслируют гегемонный дискурс, в котором означающее “рабочий” прикреплено к “стабильности” и “порядку”. Печатная пресса транслирует более разнообразный в жанровом отношении либерально-оппозиционный дискурс, в котором означающее “рабочий” соединяется с “протестом” и “профсоюзной борьбой”.

Ключевые слова: гегемонный дискурс • либеральный дискурс • дискурсивные жанры • рабочие • телевидение • печатная пресса

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

МАРТЫНОВ М.Ю. Модернизация и революция с. 133-139

Аннотация. В статье рассматриваются два подхода к объяснению роли русской революции 1917 г. в процессах модернизации страны, обозначившихся в ходе дискуссии на страницах журнала “Социс”. Несмотря на все различия в этих подходах, марксистской теории, отражающей взгляды на Октябрьскую революцию, как давшей начало коренным преобразованиям, и современной либерально-консервативной концепции, считающей, что революция, наоборот, прервала российскую модернизацию, их объединяет стремление опереться на эмпирический материал исторической социологии. И это главный позитивный результат дискуссии. Автор предлагает вариант объяснения причин русской революции 1917 г. как закономерного результата специфического варианта модернизации “элитного” типа, начатой реформой 1861 г.

Ключевые слова: модернизация • революция • реформа

НЕФЕДОВ С.А. «Молодежный бугор» и первая русская революция с. 140-147

Аннотация. Причины массовых волнений, восстаний и революций в последнее время часто связывают с эффектом “молодежного бугра” (“youth bulge”) – значительного роста доли молодежи во взрослом населении. В случае русской революции 1905 г. вопрос о существовании “молодежного бугра” и о его роли остается дискуссионным. Используя данные переписи 1897 г. и текущей демографической статистики, автор статьи показывает, что “молодежный бугор” в России существовал. В статье анализируются конкретные следствия значительного роста молодежной когорты. Одним из этих следствий был уход молодежи из деревни в город и рост пролетарских слоев населения, другим следствием – рост численности студентов и активизация студенческого движения.

Ключевые слова: причины революций • Россия, революция 1905 г. • “молодежный бугор” • отходничество • студенческое движение

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ОБРАЗЦОВ И.В. «Война, всколыхнув деревню, связала ее с миром» (к 100-летию Первой мировой войны) с. 148-152

Аннотация. Память о Первой мировой войне во многом оказалась заслонена последующими революционными событиями. Поначалу эта война воспринималась в широких слоях общества как отечественная. В дальнейшем связанные с нею патриотические настроения ослабли, отношение общества изменилось. Негативную роль сыграли поражения 1915 г., падение авторитета императора и царского двора, ухудшение снабжения армии, крупных городов Центральной России, усиление анархии и ослабление дисциплины в частях под влиянием “пораженческой” агитации радикально-социалистических партий. Вне поля внимания исследователей остаются вызванные войной кардинальные изменения в крестьянском укладе жизни, требующие осмысления. В статье представлен и проанализирован материал конкретного социологического исследования “Война и Костромская деревня”, проведенного зимой 1914–1915 г.

Ключевые слова: память • Первая мировая война • русское крестьянство • история социологических опросов

ДЮБЮК Е.Ф., ЗАХАРОВ А.В. Война и костромская деревня с. 152-161

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ПЛАТОНОВА А.П. Дети и общество: социальная реальность и новации С. 162-163

ГАБДРАХМАНОВА Г.Ф., МАКАРОВА Г.И. Опыт исследований и регулирования этносоциальных процессов в регионах России С. 163-165

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД НОВОЙ КНИГОЙ

АЛЕЙНИКОВ А.В. Конфликт и структуры возможностей социальных движений (о кн. Яницкого О.Н. Социальные движения: теория, практика, перспектива. М., 2013) С. 166-172

CONTENTS. SUMMARIES С. 173-176

КНИГИ, ПРИСЛАННЫЕ В РЕДАКЦИЮ (2-я стр. обл.)

В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ (4-я стр. обл.)

_______________________________________________
© Российская академия наук, 2015
© Институт социологии РАН, 2015
© Редколлегия журнала «Социологические исследования» (составитель), 2015

При подготовке направляемых в журнал статей просим руководствоваться правилами, указанными на сайте журнала (https://www.isras.ru/socis.ru) или на 2-й стр. обложки журнала в №1 и № 6. Статьи присылать по электронной почте (socis@isras.ru) в формате *.doc и обязательно три печатных экземпляра на адрес редакции. Авторы несут ответственность за подбор и достоверность приведенных данных. Решение о публикации принимается в течение 2-х месяцев со дня регистрации рукописи. Принятие решения о соответствии/несоответствии поступивших статей профилю, концепции и тематике журнала является прерогативой редколлегии и редакции журнала. На основе рецензирования редакция принимает окончательное решение о публикации (или отклонении) статей. Полная или частичная перепечатка материалов допускается только после разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна. Публикуемые материалы могут не отражать точку зрения учредителей, редколлегии и редакции. Полнотекстовые версии статей выставляются в свободном доступе на https://www.isras.ru/socis.html через три месяца после выхода печатной версии. По возникающим вопросам обращаться по телефону редакции: +7 (499) 128-84-39 или писать на электронный адрес редакции: socis@isras.ru