Университетские традиции в условиях внедрения образовательных инноваций: исследовательский кейс ТюмГУ Акулич М.М., Подлесная М.А., Ильина И.В.Университетские традиции в условиях внедрения образовательных инноваций: исследовательский кейс ТюмГУ // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 1 (19). С. 74-90.ISSN 2587-8484DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-1-74-90EDN: AIQNFWРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48020697Размещена на сайте: 09.03.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://siberian-socium.utmn.ru/issues/2022-tom-6/1_19/1107794/ (дата обращения 09.03.2022)Ссылка при цитировании:Акулич М.М., Подлесная М.А., Ильина И.В. Университетские традиции в условиях внедрения образовательных инноваций: исследовательский кейс ТюмГУ // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 1 (19). С. 74-90. DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-1-74-90. EDN: AIQNFW.Akulich M.M., Podlesnaya M.A., Ilyina I.V. University traditions in the context of the introduction of educational innovations: the research case of the University of Tyumen. Siberian Socium. 2022. Vol. 6. No. 1 (19). Pp. 74-90. DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-1-74-90 DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-1-74-90.АннотацияИнститут высшего образования в России переживает процесс кардинальной модернизации, в ходе которой происходит реформирование его форм и содержания, сложившихся на протяжении длительного времени. Трансформируются также цель и ценности образования: идея служения и формирования целостной личности подменяется понятиями услуги, прибыли и конкурентоспособности. Новизна работы заключается в исследовании инноваций в высшем образовании посредством изучения вуза как организации с уже имеющимися исторически сложившимися традициями. В статье впервые на примере конкретного университета проанализированы соотношения существующих традиций с внедряемыми инновациями. Ее цель — рассмотреть традиции на примере отдельно взятого вуза, переживающего этап инновационного развития, определить, насколько традиции соотносятся с внедряемыми инновациями, а также как меняется роль университетских традиций в данной ситуации. Использована авторская типология исследовательских подходов, основанная на идеях М. Рокича, Ф. Клакхон и Ф. Стродбека, методологических наработках Ш. Шварца, Р. Инглхарта. В статье представлены результаты межвузовского исследования, в котором изучались ценностные ориентации студентов и преподавателей вуза, трансформации его традиций в связи с модернизацией образования в целом и введением отдельных инноваций в частности. Особенно интересным представляется кейс Тюменского государственного университета — вуза, который в 2015 г. вошел в проект «5-100» и начал активную модернизацию и введение инноваций в образовательный процесс. В статье приведены результаты глубинных экспертных интервью с руководством, преподавателями ТюмГУ (n = 60), а также анализ данных массового опроса студентов (n = 743). В ходе исследования было выявлено, что университет ориентируется прежде всего на инновационное развитие; постепенно оформляется запрос на новый тип университета и соответствующей личности. В условиях развития ТюмГУ меняются не столько сами традиции, сколько их роль. Университет в целом не нацелен на воспроизводство традиций, отдавая предпочтение инновационным образовательным процессам.Ключевые слова: социология образования университет университетская среда традиция инновация образовательная традиция ценности образования исследовательский кейс sociology of education university university environment tradition innovation educational tradition values of education research case Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Андреев А. Л.Образование в русской культурной традиции: от возникновения до первой четверти XVIII века: учебное пособие для вузов / А.Л. Андреев. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петребург: Лань, 2021. – 200 с.: ил. – Текст: непосредственный.Согомонов А. Ю.Устойчивый университет (миссия, смыслы, программы, кейсы) // Ведомости прикладной этики. 2016. Вып. 49. С. 151-170.Cherednichenko G. Educational tracks of Russian youth through education system (on state statistics 2000-2017) // Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication. Program and book of abstracts of the Middle-Term Conference RC04 ISA. Moscow, Institute of Foreign Languages RUDN University, July 24-26th, 2019. P. 173-174.Рязанцев И.П., Подлесная М. А., Козлов И.И.Университет: его ценности и традиции в воспоминаниях его преподавателей (на основании изучения образовательных биографий) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, 2014. №4. С. 221-228.Трофимова И. Н.Образование в системе ценностных и жизненных приоритетов россиян // Социология образования. 2018. № 4. С. 69-78.