От восприятия перемен – к изменению социального поведения Константиновский Д.Л., Попова Е.С.От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. 2022. № 31(1). С. 6-24.ISSN 1811-038XDOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24EDN: MQXZOTРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48062066Размещена на сайте: 15.03.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/index.php/mirros/article/view/13957 (дата обращения 15.03.2022)Ссылка при цитировании:Константиновский Д.Л., Попова Е.С. От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. 2022. № 31(1). С. 6-24. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24. EDN: MQXZOT.Konstantinovskiy, D. L., & Popova, E. S. (2022). From the Perception of Social Changes towards Social Behavior Change. Universe of Russia, 31(1), 6-24. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24 DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24.АннотацияСтатья посвящена анализу изменений в образовательных и профессиональных траекториях как молодого, так и более старших поколений. Рассмотрение эмпирических материалов предваряет краткий обзор поисков, предпринимаемых в этом направлении. Авторское исследование основано на интервью с респондентами разных возрастов, которые ретроспективно оценивают свой жизненный опыт. Наиболее существенной характеристикой анализируемых биографий является нелинейность образовательных и профессиональных траекторий, связанная с отношением респондентов к социальной мобильности и неравенству в доступности образования. Респондент склонялся к одному из видов реакции на специфику личной ситуации – стратегии стабильности либо стратегии мобильности, а модель социального поведения определяла его проактивность. Разнообразие и гибкость выбора дальнейшего пути в значительной степени становились возможны благодаря относительной открытости отечественной системы профессионального образования. Предлагается метафора «квест» применительно к образовательным и профессиональным траекториям, подчеркивающая необходимость на каждом этапе их формирования распознавать новые обстоятельства реальности и решать возникающие при этом задачи. Характер рассматриваемых изменений указывает на то, что они могут не только повлечь за собой перемены в сфере образования, но и иметь последствия для формирования человеческого капитала, а также определят новый мейнстрим в социологии образования.Ключевые слова: образование образовательные траектории профессиональные траектории, среднее профессиональное образование, высшее образование рынок труда социальная мобильность неравенство education educational trajectories professional trajectories vocational education higher education labor market social mobility inequality Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Константиновский Д. Л., Попова Е. С.Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26.Константиновский Д. Л., Попова Е. С.Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 379-399.Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Working Young People // Russian Education and Society. 2012. Vol. 54. Issue 11. Pages: 34-52. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/54/11?nav=tocListCherednichenko G. New Developments in the Education and Professional Activity of Young People // Russian Education and Society. 2010. Vol. 52. Issue 7. P. 3-15. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/52/7?nav=tocListD. L. Konstantinovskii & E. S. Popova (2016) Youth, the Labor Market, and the Expansion of Higher Education. Sociological Research 55:4, 245-261.