От восприятия перемен – к изменению социального поведения



Константиновский Д.Л., Попова Е.С.
От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. 2022. № 31(1). С. 6-24.
ISSN 1811-038X
DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24
EDN: MQXZOT
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48062066

Размещена на сайте: 15.03.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/index.php/mirros/article/view/13957 (дата обращения 15.03.2022)


Ссылка при цитировании:

Константиновский Д.Л., Попова Е.С. От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. 2022. № 31(1). С. 6-24. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24. EDN: MQXZOT.
Konstantinovskiy, D. L., & Popova, E. S. (2022). From the Perception of Social Changes towards Social Behavior Change. Universe of Russia, 31(1), 6-24. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24 DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24.

Аннотация

Статья посвящена анализу изменений в образовательных и профессиональных траекториях как молодого, так и более старших поколений. Рассмотрение эмпирических материалов предваряет краткий обзор поисков, предпринимаемых в этом направлении. Авторское исследование основано на интервью с респондентами разных возрастов, которые ретроспективно оценивают свой жизненный опыт. Наиболее существенной характеристикой анализируемых биографий является нелинейность образовательных и профессиональных траекторий, связанная с отношением респондентов к социальной мобильности и неравенству в доступности образования. Респондент склонялся к одному из видов реакции на специфику личной ситуации – стратегии стабильности либо стратегии мобильности, а модель социального поведения определяла его проактивность. Разнообразие и гибкость выбора дальнейшего пути в значительной степени становились возможны благодаря относительной открытости отечественной системы профессионального образования. Предлагается метафора «квест» применительно к образовательным и профессиональным траекториям, подчеркивающая необходимость на каждом этапе их формирования распознавать новые обстоятельства реальности и решать возникающие при этом задачи. Характер рассматриваемых изменений указывает на то, что они могут не только повлечь за собой перемены в сфере образования, но и иметь последствия для формирования человеческого капитала, а также определят новый мейнстрим в социологии образования.

Ключевые слова:

образование образовательные траектории профессиональные траектории, среднее профессиональное образование, высшее образование рынок труда социальная мобильность неравенство education educational trajectories professional trajectories vocational education higher education labor market social mobility inequality

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: