Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности Трофимова И.Н.Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 1. С. 116-129.ISSN 2079-0910DOI: 10.24412/2079-0910-2022-1-116-129EDN: DUMFAPРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48560466Размещена на сайте: 04.05.22Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: http://sst.nw.ru/Files/2022/2022_1_%20SNIT.pdf (дата обращения 04.05.2022)Ссылка при цитировании:Трофимова И.Н. Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 1. С. 116-129. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-1-116-129. EDN: DUMFAP.Trofimova I.N. National Research Universities: Status and Results of International Activities. Social History of Science and Technology. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 116-129. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-1-116-129.АннотацияВ начале XXI в. исследовательские университеты стали играть ведущую роль в развитии высшего образования по всему миру и заняли центральное место в глобальной экономике знаний. В статье рассматривается проблема результативности международной деятельности и публикационной активности российских вузов — национальных исследовательских уни- верситетов. Основное внимание уделено анализу тематического соответствия зарубежных стажировок и высокорейтинговых публикаций отраслевой или ведущей специализации вуза. Рассмотрены количественные и качественные показатели публикационной активности: ко- личество статей в ведущих зарубежных журналах, их тематика и распределение по областям знаний. В качестве источников выступают отчеты самообследования национальных исследо- вательских университетов и библиометрические показатели публикационной деятельности, представленные в базе данных SCImago Institutions Rankings. Теоретической базой исследования выступают положения, согласно которым опыт работы в международных исследовательских группах способствует росту числа и качества научных публикаций, однако это в большей степени зависит от научно-исследовательского потенци- ала вуза, чем от его формального статуса. Показано, что тематическое соответствие направ- лений международного сотрудничества и высокорейтинговых публикаций отраслевой или сложившейся ведущей специализации вуза является признаком результативной исследова- тельской деятельности, и, напротив, их расхождение может говорить о размывании науч- но-исследовательского потенциала, проблемах кадрового обеспечения, снижении качества образования. Исходя из этого делается вывод, что деятельность вузов в статусе НИУ могла иметь разное содержание. Это ускоренное продвижение и занятие новых перспективных исследовательских ниш, укрепление текущих позиций или всего лишь апробация текущих возможностей. В начале XXI в. исследовательские университеты стали играть ведущую роль в развитии высшего образования по всему миру и заняли центральное место в глобальной экономике знаний. В статье рассматривается проблема результативности международной деятельностии публикационной активности российских вузов — национальных исследовательских университетов. Основное внимание уделено анализу тематического соответствия зарубежных стажировок и высокорейтинговых публикаций отраслевой или ведущей специализации вуза.Рассмотрены количественные и качественные показатели публикационной активности: количество статей в ведущих зарубежных журналах, их тематика и распределение по областям знаний. В качестве источников выступают отчеты самообследования национальных исследовательских университетов и библиометрические показатели публикационной деятельности,представленные в базе данных SCImago Institutions Rankings.Теоретической базой исследования выступают положения, согласно которым опыт работыв международных исследовательских группах способствует росту числа и качества научных публикаций, однако это в большей степени зависит от научно-исследовательского потенциала вуза, чем от его формального статуса. Показано, что тематическое соответствие направлений международного сотрудничества и высокорейтинговых публикаций отраслевой или сложившейся ведущей специализации вуза является признаком результативной исследовательской деятельности, и, напротив, их расхождение может говорить о размывании научно-исследовательского потенциала, проблемах кадрового обеспечения, снижении качества образования. Исходя из этого делается вывод, что деятельность вузов в статусе НИУ могла иметь разное содержание. Это ускоренное продвижение и занятие новых перспективных исследовательских ниш, укрепление текущих позиций или всего лишь апробация текущих возможностей.Ключевые слова: исследования университеты сотрудничество стажировки публикации специализация research universities collaboration internships publications specialization Рубрики: Социология наукиСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Трофимова И. Н.Исследовательские университеты и перспективы международной академической мобильности в условиях пандемии covid-19 // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 2. С. 89-99.Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9347Трофимова И. Н.Международное сотрудничество российских вузов и академическая мобильность (по материалам отчетов о самообследовании) // Социодинамика. – 2021. – № 9. – С. 1 - 10. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.9.36241 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36241Задорожнюк И.Е., Коростелева Л. Ю., Тебиев Б.К.Вузы НОЦ: новый статус и динамика продвижения // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2021. №1 (57). С. 6-14.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Фомина О.Е.Институциональные практики работы с иностранными студентами как механизм их трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 7. С. 100-108.